Любовь Хаймина
Консультация для родителей «Почему нужно развивать мелкую моторику у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь Хаймина Консультация для родителей
«Почему нужно развивать мелкую моторику у детей раннего возраста»
Детские психологи совместно с логопедами выявили, что тонкие движения рук и пальцев влияют на развитие речи. Когда отсутствуют нарушения и какие-либо задержки в развитии движений пальчиками, речевой аппарат развивается согласно нормам, установленным специалистами..
Если никаких проблем с моторикой нет, значит ребёнок
Публикация «Консультация для родителей „Почему нужно развивать мелкую моторику у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Младшая группа
- Темочки
способен научиться писать, обладает достаточным уровнем
общего уровня интеллекта и его остротой. Способен достаточно быстро воспринимать и запоминать информацию, имеет развитое логическое мышление для своего возраста.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики рук ребенка следует начинать с самого раннего возраста. Развитие мелкой моторики имеет большое значение в умственном развитии ребёнка. Все дело в головном мозге человека, а точнее в центрах, отвечающих за движения пальцев рук и речь. Эти центры расположены очень близко друг к другу. Развивая мелкую моторику, стимулируя соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние отделы, отвечающие за речь.
На всем протяжении эволюции люди активно использовали для общения друг с другом жесты. Постепенно к этому подключались громкие выкрики. С эволюционным развитием человека усложнялись и совершенствовались движения пальцев.
Схожим образом запускается речь малыша. Ученые доказали, что моторная и речевая функции взаимосвязаны. Они не могут протекать отдельно друг от друга. Вначале начинают развиваться движения пальцев, манипуляции кистями рук, а после этого запускается становление речи.
Поэтапное усложнение мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста влияет на общее развитие интеллекта малыша. Они присутствуют даже у новорожденного, по мере взросления только совершенствуются, усложняются.
Развитие мелкой моторики имеет еще одну важную особенность. Она связана с центральной нервной системой малыша, оказывает большое влияние на его способность концентрировать внимание.
Прослеживается прямая связь между способностью совершать мелкие движения пальчиками и способностью быстро запоминать предметы, их названия, особенности. Как известно, человеческий мозг состоит из отдельных центров, отвечающих за ту или иную деятельность.
Речевой центр расположен близко к области, отвечающей за моторику рук, соответственно они взаимно влияют друг на друга. Развитие одного из этих отделов невозможно без параллельного развития другого.
При стимулировании развития навыков движения пальцами, начинает работать речевой центр. Именно поэтому при запуске речи малыша необходимо уделять время развитию мелких точных движений пальчиками.
Что можно сделать для развития мелкой моторики?
Уже в грудном возрасте можно делать пальчиковую гимнастику - массировать пальчики. Тем самым мы воздействуем на связанные с корой головного мозга, активные точки. В раннем дошкольном возрасте следует уделять внимание развитию основных навыков самообслуживания, таких как завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т. д. Ну а в старшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики руки и развитие координации движений руки должно стать важной частью подготовки к школе, в частности к письму. Ранний возраст малыша – период с года до трех лет. Это самое отличное время чтобы начать развитие моторики и речи малыша. Этот отрезок времени имеет особенность в том, что ручки малыша являются главным инструментом изучения окружающего пространства. Малышу крайне важно потрогать предмет, начать с ним взаимодействовать прикосновениями, взрослый должен назвать предмет, подробно рассказать о его форме, цвете.
Если малыш развивается правильно, он должен совершать очень много движений руками. Постепенно эти движения становятся более точными и скоординированными. Чтобы начать развивать своего малыша, родители должны делать простейшие упражнения на развитие мелкой моторики :
• учить детей играть с небольшими игрушками;
• манипулировать предметами (кидать, ставить друг на друга, заворачивать, переворачивать, сминать, расправлять);
• совершать попытки застегнуть пуговицы;
• завязать шнурки;
• переливать воду из одной бутылочки в другую;
• самостоятельно есть ложкой;
• самостоятельно мыть руки;
• чистить зубы.
Есть специальные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук. Некоторые известны Вам давно. У большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Раньше все делали руками. А теперь на каждое занятие есть по машине. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Соответственно, чем четче и точнее будут детские движения, тем глубже и осмысленней будет знакомство малыша с миром.
Чем же можно позаниматься с малышами, чтобы лучше развить ручную умелость?
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- сжимать и разжимать кулачки при этом можно играть, как будто кулачок-бутончик цветка (утром он проснулся и открылся, а вечером заснул-закрылся и спрятался);
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь;
- двумя пальцами руки (указательным и средним) "ходить" по столу сначала медленно, как будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит. Упражнения проводятся сначала правой, а потом левой рукой;
- показать отдельно один палец - указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре, пять;
- показать отдельно только палец - большой;
- барабанить всеми пальцами рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать "фонарики";
- хлопать в ладоши громко и тихо в разном темпе;
- собирать все пальцы в шепотку (пальчики собрались все вместе - разбежались);
- наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку или на собственный палец (получается колечко или спираль);
- завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке;
- застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиками;
- закручивать шурупы, гайки;
- игры с конструктором, мозаикой, кубиками;
- складывание матрешек;
- игры с вкладышами;
- рисование в воздухе;
- игры с песком, водой;
- мять руками поролоновые шарики, губку