Вера Гусакова
Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
[ Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом. Именно поэтому при нарушении речи детские психологи рекомендуют заниматься с ребенком именно развитием моторики детских пальчиков. Кроме того, это поможет развить внимание и наблюдательность. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем мелкую моторику рук у детей“» размещена в разделах
Начинать развитие мелкой моторики важно с раннего детства. В развитие моторики вам помогут игрушки с кнопками или пианино. Нажимание клавиш идеально для мелкой моторики. Тут подойдут и игра в кубики, и складывание пирамидки, и детские конструкторы, и даже игры в машинки. Есть отличное упражнение для малышей. Насыпьте в большую тарелку или блюдо горох или фасоль. Затем спрячьте в глубине какой-нибудь интересный ему предмет. Теперь попросите ребенка отыскать его в блюде. Малыш должен найти его, перебирая пальцами горошинки. Но в этой игре за малышом нужен присмотр во избежание попадания мелких горошинок в дыхательные пути.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Проверьте, умеет ли Ваш ребенок завязывать шнурки? Знает ли он названия пальцев рук?
Познакомьтесь с играми и упражнениями, которые способствуют развитию тонких движений пальцев рук
1. Разнообразные пальчиковые игры. Например, взрослый рассказывает стихотворение, а ребенок поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой.
Пять пальцев на руке твоей
Назвать по имени сумей.
Первый палец – боковой –
Называется БОЛЬШОЙ.
Третий твой палец –
Как раз посредине,
Поэтому СРЕДНИЙ
Дано ему имя.
Палец второй –
Указчик старательный, -
Не зря называют его
УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.
Палец четвертый
Зовут БЕЗЫМЯННЫЙ.
Неповоротливый он
И упрямый.
Совсем как в семье,
Братец младший – любимец.
По счету он пятый,
Зовется МИЗИНЕЦ.
2. Работа с пластилином, ножницами, бумагой; рисование цветными карандашами.
3 Можно поиграть с разноцветными прищепками. Для этого вырежьте из картона простейшие формы (круг для солнышка и цветка, полукруг для ежика, треугольник для елочки и т. д.) Попросите ребенка придумать что-нибудь.
4. Увлекательно проходит игра со спичками:
- можно выкладывать узоры по образцу;
- по памяти;
- придумать самостоятельно из определенного количества спичек.
5. Выкладывание узоров, букв из пуговиц, крупы. Один из вариантов игры: выкладывание разными пальчиками (большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным).
6. Игры в лото, мозаику, пазлы.
Один из эффективных приемов – самомассаж рук. Список литературы:
1. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе // Логопед, №6, 2004. – С. 78 -82.
2. Егорова Е. А. Упражнения и игры для развития движений пальцев рук / Логопед, № 6, 2005. – С. 58-60.
3. Краузе Е. Логопедия. - СПб, 2005.
4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. – М., 2002. – 72с.
5. Цвынтарный
h3][/h3]