Наталья Кузьменко
Консультация для родителей по экологическому воспитанию «Формирование культуры природолюбия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент, на котором формируется личность, - это семья. И если фундамент заложен плохо. Все остальные звенья дают серьёзные сбои, и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающем уровень его культурно – интеллектуального развития. В данном случае действует золотое правило экологии «Относись к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».
Публикация «Консультация для родителей по экологическому воспитанию „Формирование культуры природолюбия у дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Культура природолюбия - личностное качество, включающее духовный и материальный опыт, трансформирующееся в субъективное, чувственно – целостное, созидательное отношение к природе.
С какого возраста надо формировать любовь к природе? С самого рождения ребёнка! Всё начинается со средств народной педагогики - сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. Но в настоящее время ценные традиции народной педагогики практически утрачены. Многие родители экологически неграмотны. Они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения.
Печально, но развитие культуры подрастающего поколения тормозится низкой культурой взрослых. В раннем возрасте важен их авторитет. Но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе и учат их прагматизму : «Костёр сам погаснет. Воды в реке хватит на всех. Не нужно жалеть цветы, их ведь много». Такие фразы воспринимаются детьми с самого раннего детства, и переучивать их в дальнейшем сложно.
Готова ли современная семья дать ребёнку первоначальные умения и навыки природоохранительной работы, сформировать основы культуры природолюбия? Как показывает практика, далеко не всегда. Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:
- этим должны заниматься воспитатели;
- нет необходимых знаний;
- нет времени заниматься воспитанием.
Одна из особенностей нашего времени заключается в том, что окружающая среда даёт в подавляющем большинстве опыт негативного содержания, образцы экологической безграмотности, бескультурья. В поле зрения детей постоянно находятся мусорные свалки, загрязнённые водоёмы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным и т. д. Экологическое бескультурье становится «нормой», ребёнок воспринимает его как привычную картину окружающего мира.
Мы обращаем внимание всех и прежде всего родителей, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть авторитетом и образцом для подражания. Совершая определённые действия по отношению к природе нужно думать не только о себе, но и о будущих поколениях – детях, внуках. Нужно подарить им радость общения с Природой!
Известный географ и общественный деятель в области охраны природы Д. Л. Арманд в своей книге «Нам и внукам» отмечал: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счел бы неприличным делать в гостях». Существуют определённые правила и для посетителей природы. Важно при составлении и объяснении правил делать акцент на отсутствие в них частицы «не» : вместо правил «Не рви цветы», «Не убивай животных» - «Сохраняй цветы», «Береги животных!».
Несмотря на то, что большинство родителей знают, как нужно относиться к растениям и животным, в реальных жизненных ситуациях они действуют по привычке, оставаясь равнодушными к живым существ. У иностранных авторов встречается выражение - Экология или эгология? Среди причин эгоистичного отношения к объектам природы можно выделить следующие :
- недостаток или отсутствие представлений о растениях и животных как живых существах;
- низкий уровень наблюдательности;
- неумение видеть последствия негативных поступков;
- плохой пример окружающих.
Экологическое воспитание осуществляется методами, которые позволяют продемонстрировать детям приспособленность растений и животных к среде обитания, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу. К таким методам относятся: наблюдения, направленное общение, труд в природе. Игровая и изобразительная деятельности позволяют отразить эмоциональные переживания ребёнка, связанные с восприятием природы и её познанием. Критерием сформированности осознанно- правильного отношения к природе, результатом экологической воспитанности является действенная готовность детей участвовать в создании необходимых условий для живых существ, готовность предотвратить их гибель или разрушение условий их жизни.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Молодова Л. П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию. Минск, 2004г.
2. Тюмасова З. И., Аменд А. Ф. Экологическое строительство детской души. Челябинск, 1994г.
3. Научно практический журнал «Управление ДОУ» Москва, 2009г,№5.