Елена Царёва
Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей по теме :
«Адаптация детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания».
Создание групп кратковременного пребывания в дошкольных образовательных учреждениях призвано обеспечить всестороннее развитие детей, не посещающих ДОУ, сформировать у них готовность к школьному обучению. По распоряжению правительства Москвы от 11.01.1999 года № 6- РЗП был издан приказ «Об утверждении Положения о группах развития (кратковременного пребывания) для детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения», то есть для «домашних» детей.
Публикация «Консультация для родителей по теме: „Адаптация детей раннего возраста в группах кратковременного пребывания“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Темочки
Большое внимание уделяется адаптации детей к условиям ДОУ. Во время записи сотрудники ДОУ стараются собрать как можно больше сведений о будущем воспитаннике для дальнейшего установления с ним контакта. Для этого вам, уважаемые родители, мы предложим заполнить анкету, позволяющую узнать об особенностях ваших детей, их характере, поведении в различных ситуациях.
Нашу группу посещают, в основном, детишки, мамы которых не работают и занимаются только воспитанием. Часто родители проявляют повышенную тревожность по поводу адаптации детей в коллективе сверстников и незнакомых взрослых. Многие в возрасте даже 5 лет не умеют самостоятельно одеваться. Также часто наблюдается завышенная оценка уровня развития ребенка. Мы, в нашем ДОУ, учитываем эмоционально-личностную реакцию на новую обстановку не только детей, но и вас, дорогие наши родители, а также бабушек и дедушек, активно участвующих в воспитании внуков.
Оформляя документы для детского сада, родители часто переживают : «Будет ли здесь хорошо моему сыну (моей дочери?», и волнение это вполне объяснимо: родители часто ВПЕРВЫЕ оставляют своего ребенка с незнакомыми людьми. До этого все происходило на их глазах, а теперь…
Это волнение усиливается, если ребенок не приемлет изменений в своей жизни и отказывается идти в детский сад. Некоторые мамы проникаются сочувствием к ребенку, иногда в ущерб воспитателям. Другие, наоборот, молча ведут ребенка в группу, стараясь не реагировать на его слезы и просьбы.
Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают всю обстановку, и, выбрав себе занятие, начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за взрослыми и выполняют предложенные им действия. Третьи же проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся отойти о матери, много и громко плачут. Причины такого поведения могут быть различными:
1. Отсутствие в семье режима дня, близкого к режиму дня в ДОУ.
2. Наличие у ребенка отрицательных привычек.
3. Неумение занять себя игрушками.
4. Несформированность необходимых культурно – гигиенических навыков.
5. Несформированность навыков самообслуживания.
6. Несформированность навыков культуры поведения и т. д.
Но главная и основная причина такого поведения – отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и сверстниками. Особенно тяжело протекает адаптация у тех детей, опыт которых был сужен до минимума, ограничен рамками семьи (родители, бабушка, дедушка - ребенок). В этом случае знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно. Чем меньше был круг общения до поступления в ДОУ, тем ребенку труднее и тем дольше формируются у него отношения с сотрудниками группы. Если у ребенка опыт общения со сверстниками и взрослыми ограничен, то большое количество детей в группе, шум и незнакомые лица взрослых вызывают у него стремление уединиться, скрыться ото всех, растерянность, панику.
Те же дети, у которых имеется положительный опыт общения с малознакомыми взрослыми и сверстниками, привыкают к детскому саду сравнительно быстро. В процессе общения они активно узнают окружающий мир, способы действия в той или иной обстановке, устанавливают взаимосвязи с другими людьми и, самое главное, узнают себя, свои возможности. То есть чем шире у ребенка практика общения, тем легче он входит в коллектив сверстников и малознакомых взрослых, и наоборот – чем меньше этот опыт, тем труднее ребенку освоиться в незнакомой обстановке, в окружении чужих людей.
Взрослые члены семьи учат ребенка играть, трудиться, правильно «себя вести», но редко обращают внимание на общение. Часто родители ограничивают общение ребенка узким кругом семьи или избранных друзей, нянь. Иногда родители сознательно сужают его по различным причинам, и формируют отрицательное отношение ребенка к незнакомым взрослым. Например: «Будешь плакать – отдам тебя вон той тете!» и т. д. А «тетя», порой, еще и поддерживает: «Да, сейчас заберу тебя!» Стоит ли говорить о реакции ребенка, которому после ряда таких случаев предлагается общение с другими взрослыми людьми?
Вывод: отсутствие общения с другими людьми, отрицательная оценка их родными, отрицательный опыт взаимоотношений приводят к нежеланию и неумению ребенка устанавливать с ними контакты. Ограничение общения только кругом близких родственников отрицательно сказывается на ребенке, обусловливает негативную картину его поведения и длительное, болезненное привыкание к детскому саду.
Родители должны стремиться помочь сыну или дочери быстрее и как можно раньше преодолеть страх перед незнакомыми взрослыми, способствовать развитию навыков общения. Для этого надо привлекать внимание ребенка к действиям других людей, совместно рассматривать результаты этих действий, стремясь вызвать у ребенка положительную оценку. Совместные действия ребенка и малознакомого ему взрослого (при положительном эмоциональном расположении к нему) помогают установить ситуативно-действенный контакт, расширить опыт общения и сформировать у малыша потребность в дальнейшей коммуникации. Овладение предметной деятельностью подготавливает ребенка к длительной самостоятельной игре. Поэтому, если опыт общения у детей сравнительно широк и развита предметная деятельность, согласно возрасту, они спокойно входят в группу, самостоятельно выбирают игрушку, играют и могут обратиться за помощью к воспитателю.
На основе опыта общения со взрослыми расширяется и круг общения со сверстниками. Игра с ними все больше и больше привлекает ребенка. Родители должны научить, как обратиться к другому ребенку, как поделиться игрушкой, как пожалеть плачущего, не обижать младших и слабых и т. д. Правила взаимоотношений в детском коллективе устанавливаются труднее, чем бытовые - в семье, и родителям необходимо обратить на это внимание. Можно вовлекать ребенка в совместную со сверстниками игру во дворе, на приусадебном участке, в квартире. Можно использовать игры – инсценировки: «Как кукла Катя отдала свою игрушку девочке», «Кукла Катя пришла в гости» и т. д. Действия, отрепетированные в играх – инсценировках, закрепляются в игре и в реальности посредством многократных упражнений в аналогичных ситуациях. В зависимости от сформированности навыков игры меняется роль взрослого в установлении взаимоотношений ребенка со сверстниками. Если он только учится играть, его контакты со сверстниками одномоментны и кратковременны. На этом этапе развития взаимоотношений родители должны показать, как нужно поступать в том или ином случае. Например: «А ты дай свою машинку Саше. Скажи: «Возьми, Саша, машинку, играй!» Вот так, молодец».
С развитием более устойчивой совместной игры следует обратить внимание на регулирование взаимоотношений детей : «Игрушку отбирать нельзя!» В результате такого участия родителей дети быстрее овладевают нужной формой обращения с партнером по игре, и от игр с другими детьми в домашних условиях быстрее и легче переходят к общению со сверстниками в ДОУ.
Недопустимо при ребенке высказывать сожаление о том, что, мол, приходится отдавать сыночка в детский сад. Наоборот, необходимо всем своим настроением, отношением к ребенку подчеркнуть, что ему нечего бояться, его никто не будет обижать. Если мама в первые дни пребывания ребенка в ДОУ присутствует в группе, она должна акцентировать его внимание на окружающих предметах, игрушках, анализировать с положительной стороны поведение сотрудников ДОУ. В противном случае она рискует усилить неуверенность ребенка, и тогда ее присутствие в группе не достигнет цели.
За несколько месяцев до планируемого поступления в ДОУ в семье необходимо создать соответствующие условия для формирования культурно – гигиенических навыков, навыков самообслуживания, изменить режим дня ребенка, подстраивая его под режим, принятый в ДОУ, все члены семьи должны предъявлять ребенку единые продуманные требования и организовать свое поведение так, чтобы оно было достойным примером для подражания. Важно постоянно упражнять ребенка в желательных навыках, поощрять за выполненное действие, давая положительную оценку даже самым незначительным, на ваш взгляд, успехам ребенка. Необходимо контролировать выполнение детьми бытовых правил в разных ситуациях, пояснять их значение.
Дети, у которых в соответствии с возрастом навыки общения и культурно – гигиенические, быстро и безболезненно привыкают к условиям общественного дошкольного воспитания, развиваются успешно в умственном и нравственном плане, растут крепкими и здоровыми людьми.