Получи документы

Консультация для родителей по готовности ребенка к школе

Юлия Ермолаева
Консультация для родителей по готовности ребенка к школе
▼ Скачать + Заказать документы

Готовимся к школе

Об особенностях первых дней обучения в школе смотрите здесь.

О значимости для будущего школьника развития зрительно-моторной координации смотрите здесь.

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность следующих ее компонентов:

1. Физической готовности.

2. Мотивационной готовности.

3. Интеллектуальной готовности.

4. Эмоционально-волевой готовности.

Публикация «Консультация для родителей по готовности ребенка к школе» размещена в разделах

5. Коммуникативной готовности.

6. Готовности в сфере самосознания.

ФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

По физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка : степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Нередко, именно из-за недостаточности физического развития, физических качеств, некоторые дети отстают в учении.

Важно развить у ребенка :

ловкость,

координированность,

силу,

гибкость,

выносливость.

Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для движения к успеху в учебной деятельности. Из-за недостаточности развития ловкости мышц у ребенка возникают описки, пропуски букв. Ребёнок с высокой работоспособностью без больших усилий адаптируется к школьным, учебным нагрузкам, легче воспринимает и усваивает программное содержание по всем предметам, спокойно и уверенно чувствует себя в коллективе.

Как развить физические способности ребенка?

Через физические упражнения: хождение, бег, прыжки, броски, лазание и пролезание, упражнения на равновесие, плавание, подвижные игры, занятия на тренажёрах, катание на лыжах, коньках, санках и т. п.

Проводить закаливающие процедуры: воздушные ванны, хождение босиком, дорожки здоровья, контрастный душ, посещение бассейна и сауны.

Развивать мелкую моторику с помощью пальчиковой гимнастики, игр с мелкими игрушками, мелким конструктором, мозаикой, лепка из глины и пластилина. Замечено: чем больше дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев. Разные виды плетения из бумаги и ниток (макраме) требуют достаточной точности и согласованности движений кистей рук. Особую роль в развитии мелкой моторики играет умение уверенно пользоваться ножницами, а также вышивка, шитьё, вязание. Для развития графических умений хороши все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование, а также раскрашивание, штриховка, графические упражнения.

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

Предполагает положительное отношение к школе, к учению, как к серьезной, сложной, но необходимой деятельности.

Показатели мотивационной готовности :

1. Ребенок имеет определенные представления о школе, учении:

Представления отличаются полнотой и точностью, знанием всех существенных сторон.

Ребенок выделяет главное, устанавливает связи между отдельными явлениями, делает верные выводы и обобщения.

2. У ребенка проявляется определенное отношение к школе, учению:

Желание стать учеником, учиться.

Осознание учения в школе, как способа достижения взрослости.

3. Ребенок показывает интерес к самостоятельной деятельности, близкой учебной (рассматривание книг, использование дидактических игр и т. д.)

4. У ребенка сформирован определенный уровень познавательной активности:

Ребенок проявляет любознательность и виде углубленного интереса к предметам (их строению, назначению, способу использования).

У ребенка проявляется потребность узнать о неизвестном, разобраться в сложном, приобрести новые умения.

Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.

Ситуация. Мальчик (6 лет) имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Он подготовлен интеллектуально и физически. Но в беседе с ним выясняется, что у него нет желания идти в школу.

С чем связано такое рассогласование?

Будет ли ребенок успешно учиться в школе?

Что необходимо предпринять?

Решение. Если ребенок не имеет желания учиться, не имеет действенной мотивации, то его интеллектуальная готовность не будет реализована в школе. Существенного успеха в школе такой ребенок не достигнет. Он будет вести себя в школе "по-детски", учится неровно. При непосредственном интересе успехи будут, но если необходимо выполнить учебное задание из чувства долга и ответственности, то такой ученик делает его небрежно, наспех, ему трудно достичь нужного результата. Необходимо заботиться о формировании мотивационной готовности.

Выяснить сформированность мотивационной готовности можно следующими вопросами:

Хочешь ли ты идти в школу?

Что в школе интересного?

Что в школе самое важное?

Чем бы ты занимался, если не ходил бы в школу?

Ответы на эти вопросы помогут понять, что ребенок знает о школе, в чем она его интересует, есть ли у него желание познавать новое. Проанализируйте причины тех или иных отношений к школе. Затем особо обратите внимание на отношение ребенка к учебной деятельности. Что в ней привлекательно для него и, напротив, непривлекательно.

) Желание пойти в школу и желание учиться отличаются друг от друга. Ребенка может привлечь к школе форма, ранец и другие аксессуары школьной жизни, может быть желание сменить обстановку или то, что в школе учится друг. Однако это еще не значит, что дети осознали важность учебы и готовы прилежно трудиться. Просто они поняли, что учиться в школе гораздо важнее и почетнее, чем ходить в детский сад или сидеть дома с мамой, бабушкой.

Важнее, чтобы ребенка привлекала школа и своей главной деятельностью – учением. Например, желанием писать, читать, считать, решать задачи; учиться, чтобы быть, как папа.

Еще хуже, если дети не хотят идти в школу. Они вызывают особую тревогу, «Нет, не хочу и школу, там двойки ставят, дома ругать будут», «Хочу, но боюсь!», «Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда». Причина подобного отношения к школе, как правило, результат ошибок воспитания. Нередко к нему приводит запугивание детей школой, что очень опасно, вредно, особенно по отношению к робким, не уверенным в себе детям («Ты же двух слов связан, не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»). Можно понять боязнь и тревогу таких детей, связанную с предстоящим обучением. И сколько же терпения, внимания, времени придется уделить потом этим детям, чтобы изменить их отношение к школе, вселить веру в собственные силы! А чего будут стоить первые шаги в школе самому ребенку!

Что делать, если у ребенка школьная мотивация отсутствует?

Сталкиваясь с нежеланием ребенка что-то, делать, в первую очередь думайте не о том, как заставить ребенка, а о том.

как заинтересовать:

1. Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребенок делает «открытия» сам, оказывать необходимость каждого знания, приводите примеры.

2. Связывайте новые знания с уже усвоенными, уже понятными.

3. Задание не должно быть ни слишком трудным, ни слишком легким. Оно должно быть посильным.

4. Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.

5. Пусть ребенок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.

6. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка. Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только – с самим собой. Например, не следует говорить: «Ну, посмотри на Диму, как быстро он выполнил задание, не то, что ты!» Лучше сказать так: «Сегодня ты выполнил задание гораздо быстрее, чем вчера!» Такой подход будет ориентировать вашего ребенка на собственное совершенствование.

В работе с детьми, по формированию положительного отношения к обучению в школе, можно использовать следующие приё мы:

Расскажите своему ребенку о первом дне обучения в школе, любимых предметах, любимых учителях.

Покажите свои школьные фотографии, грамоты.

Все то, что говорится в семье о школе, о ее роли по подготовке учеников к будущей работе по профессии, должно вызывать положительное эмоциональное отношение, большой интерес к новой социальной позиции школьника. Важно, чтобы сообщаемая информация вызывала живой отклик, чувство радости, сопереживание.

Совместно с ребенком читайте художественную литературу и смотрите фильмы о школе с обязательным последующим обсуждением.

! Все разговоры о школе должны подчеркивать значение книг, учения.

Предложите ребенку нарисовать, какой ему представляется школа, учительница.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Данный компонент предполагает наличие у ребенка определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

Поступающий в школу ребенок должен :

Уметь назвать себя (полное имя, отчество, фамилия). Уметь полностью назвать маму, папу, бабушку.

Знать времена года, количество и название месяцев в году, дней в неделе. Знать, какое сейчас время года, какой сейчас месяц, какой сегодня день. Уметь ответить на вопросы типа «Когда птицы улетают на юг?», «Когда холодно и идет снег?», «В какой день люди отдыхают и не ходят на работу?», «В какое время года листья желтеют и опадают?», «Когда мы собираем грибы и ягоды?» и т. д.

Уметь прочитать (можно по слогам) небольшой и очень простой текст из нескольких предложений.

Быть в состоянии написать (или скопировать) простую фразу. Например: «Он ел суп», «Миша мыл окно».

Прямой и обратный счет в пределах двадцати (1,2,20; 20,19,1).

Уметь складывать и вычитать числа в пределах первого десятка.

Владеть навыком обобщения по признаку: из предложенных картинок ребенок должен уметь выбрать те, которые что-то объединяет. Например, если предложены картинки с трамваем, колесом, яблоком, кошкой и автобусом, то ребенок должен отложить в сторону трамвай и автобус и сказать, что это – транспорт, или средства передвижения, или «на них ездят люди». Если предложен ряд слов: «туфли, сапоги, тапочки», то ребенок должен подобрать слово, которое относится к ним ко всем. В данном случае это слово «обувь».

Владеть навыком исключения из ряда. Предложен ряд слов: «сыр, масло, пластилин, колбаса». Ребенок должен не только исключить «лишнее» слово «пластилин», но и (главное) объяснить, почему лишним является именно оно: «Пластилин лишний потому, что из него лепят. Он несъедобный. А все остальное – это еда. Ее едят».

Находить сходство и различия между предметами:

- что общего между морковкой и картошкой? «Они оба овощи, их едят, из них варят суп, они растут в земле, у них есть кожура и т. д.»;

- а чем они отличаются друг от друга? «Отличаются формой. Морковка треугольная, а картошка круглая или овальная. А еще отличаются цветом. Морковка оранжевая, а картошка коричневая».

Уметь составить рассказ по картинке или по серии картинок. Рассказ должен быть связным, иметь начало и конец. Очень поощряется хотя бы упоминание об эмоциональном состоянии героев («На этой картинке девочка грустная, потому что у нее улетел шарик», «Мальчик очень обиделся», «Дети обрадовались, что им построили горку» и т. д.)

Знать основные геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) и видеть их сочетания (на этой картинке два треугольника и один квадрат). Уметь их нарисовать.

Запомнить 5 – 7 из 10 четко названных простых слов.

Запомнить и назвать не менее шести из 12 картинок, одновременно продемонстрированных ребенку в течение 30 секунд.

Уметь рассказать наизусть небольшое стихотворение.

Уметь отвечать на вопросы типа «Что бывает раньше – обед или ужин? Весна или лето?», «Кто больше – корова или коза? Птица или пчела?», «У коровы детеныш – теленок. А у лошади?».

Знать 10 – 12 основных цветов.

Уметь нарисовать фигуру человека со всеми основными частями тела (включая, пальцы и т. д.)

Как формировать познавательные интересы ребенка и их устойчивость?

Необходимо терпеливо выслушивать ребенка.

Если его высказывания неправильные, то надо создать такую ситуацию, в которой дошкольник может проверить свое предположение.

Желательно чаще задавать ребенку вопросы, развивающие его любознательность.

Обязательно вместе с ним рисовать.

Желательно вместе рассматривать и читать энциклопедии.

Стараться во время прогулок по лесу обращать внимание на растения с секретом: мать-и-мачеху («Почему листья такие?», осину («Почему листья дрожат?») и др.

Играть с ним в развивающие игры:

конструкторы – развивают мелкую моторику (а значит, и речь, конструкторские способности, умение анализировать, внимание, геометрические представления и др.

мозаики – развивают образное и пространственное мышление, мелкую моторику (а значит, и речь, цветоощущение, творческое воображение и др.

лото – знакомят с окружающим миром, развивают память и внимание, умение анализировать и сравнивать и др.

домино – знакомят с цифрами и числами, буквами и слогами, учат сравнивать, анализировать и быть внимательным, развивают коммуникативные качества и др.

парные картинки – знакомят с окружающим миром, историей, развивают память и внимание, коммуникативные качества, сосредоточенность, усидчивость и др.

игры-головоломки – развивают логическое мышление, конструкторские способности, умение анализировать и синтезировать, точность и аккуратность и др.

игры со словами – развивают логическое мышление, сообразительность и находчивость, речь, внимание, память и др.

ЭМОЦОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

Эмоциональная готовность – это способность ребёнка переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью, что создаёт благоприятный фон учению, снижает утомляемость, повышает учебную мотивацию.

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни.

ВАЖНО ЗНАТЬ, ЧТО ребенку в 6 лет трудно управлять своим поведением, потому что у него еще не достаточно развита воля.

Произвольным, т. е. управляемым должно быть не только внешнее поведение, но и умственная деятельность ребенка : внимание, память, мышление. Ему необходимо умение наблюдать, запоминать, слушать, добиваться решения поставленной учителем задачи. Для развития у дошкольника воли необходимо помочь ему устанавливать отношения между целью действий и их мотивами. Именно здесь важна помощь взрослого человек, который направляет и учит контролировать поведение ребенка.

Показатели эмоционально-волевой готовности.

1. У ребенка сформирован определенный уровень произвольно управляемого поведения:

Ребенок умеет сосредоточить внимание на определенной работе.

Умеет длительно удерживать цель.

Стремится к достижению результата своей деятельности, преодолению трудности.

2. У ребенка сформирована организованность: умение организовать рабочее место, своевременно начинать работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.

3. В учебной деятельности ребенок проявляет важные нравственно - волевые качества: активность, дисциплинированность, ответственность, исполнительность.

4. Поведение ребенка характеризуется гуманистической направленностью (доброжелательностью, отзывчивостью по отношению к окружающим, умением понять позицию другого человека); инициативностью и самостоятельностью творческого характера.

5. У ребенка сформирована потребность переживать позитивные эмоции, связанные с учебной деятельностью:

Переживание радости от познания нового.

Удовлетворение от успешно выполненного задания.

Предвосхищение положительной оценки.

6. У ребенка развита уверенность в себе и своих силах.

7. У ребенка сформирована адекватная самооценка.

Ситуация. Мальчик (5 лет) неорганизованный. Начатое дело до конца не доводит, берется за другое. Не умеет сосредоточиться. Мама беспокоится, как он будет учиться в школе.

Как родители могут помочь ребенку в воспитании необходимых качеств для учебы?

Решение. Многие дети, придя в школу, не могут поддерживать свои усилия в выполнении задания от начала до самого конца, особенно если при этом требуются навыки письма, владения ножницами, мячом и т. д. Многим просто не хватает внимания. Поэтому ребенку трудно учиться.

Как же помочь такому ребенку?

Только научив ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата, можно будет в дальнейшем с него спрашивать, проверять, отмечать успехи (поощрять). В этом деле большая роль отводится родителям. Они часто позволяют ребенку остановиться где-то на половине пути: знает - ладно, красиво делать научится потом - и допускают ошибку. Необходимо сразу ориентировать ребенка на выполнение любого задания с начала до конца – при уборке комнаты, помощи родителям, выполнении задания и т. д.

Надо приучать ребенка думать и о результате, не побыстрее разделаться, дописать, дочитать, добежать и все забыть. Родители нередко утверждают ребенка в его нежелании думать о качестве своей работы, когда пытаются оградить от излишних переживаний по поводу получаемых отметок: «неважно, что ему ставят», «главное, что ему интересно и что он старается, делает как может» или «этого достаточно». Ребенок должен стремиться к хорошему результату, не просто как может, а так хорошо, на что он способен. Надо ориентировать на то, что завтра он сделает лучше, чем сегодня. Учеба – это постоянное совершенствование навыков, к этому надо приучать ребенка с первых дней в школе.

Подведение итогов действия – очень важный этап. По возможности надо демонстрировать другим членам семьи или знакомым, гостям успехи ребенка : как построен из кубиков замок или нарисован рисунок, сделана аппликация.

Важно и то, чтобы действия планирования и его завершение, подведение итогов было доведено до автоматизма.

Правильно организованная домашняя работа постоянно приучает ребенка к самостоятельному, терпеливому, кропотливому учебному труду:

Перед предстоящим действием задается вопрос: "Как ты будешь это делать?" Таким и подобными вопросами взрослый может побуждать ребенка к планированию разных действий. Так, перед уборкой игрушек: "Что, куда убирать и в какой последовательности?", перед конструированием : "Что построить и какие материалы для этого потребуются?" Подобные вопросы взрослый должен поставить перед ребенком, когда он приступает к какой-либо деятельности.

На ошибки ребенка лучше указывать не прямо. При наличии ошибок попросить ребенка самому найти их, это первая форма самоконтроля.

КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ

Этот компонент включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителем. Предполагается развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающие способности справиться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Ребенок должен :

знать правила общения;

уметь вступать в контакт со сверстниками и взрослыми;

уметь управлять своим поведением без агрессивности;

уметь быстро осваиваться в новой обстановке.

Способность к общению включает в себя:

Желание вступать в контакт с окружающими ("Я хочу!").

Умение организовывать общение ("Я умею!", включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации.

Знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими ("Я знаю!»).

Как проверить коммуникативную готовность ребенка?

Надо внимательно наблюдать за поведением ребенка во время любой игры по правилам с участием нескольких сверстников или взрослых (лото, развивающие игры и т. п.). Во время игры можно увидеть:

1. Следует ли ребенок правилам игры.

2. Как ребенок устанавливает контакты.

3. Считается ли с другими как с партнерами.

4. Умеет ли управлять своим поведением.

5. Требует ли уступки от партнеров.

6. Бросает ли игру при неудаче.

Родители могут помочь ребенку в двух отношениях :

Во-первых, коммуникативным навыкам можно обучить на наглядных примерах собственного поведения во взаимодействии с другими людьми, и прежде всего с самим ребенком.

Во-вторых, можно создать условия, позволяющие детям приобрести успешный опыт взаимодействия со сверстниками, - удобное игровое пространство и игрушки.

ГОТОВНОСТЬ В СФЕРЕ САМОСОЗНАНИЯ

Это относительно устойчивая, более или менее осознанная система представлений о самом себе

В самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие, проявляется рост его самосознания. Это является одним из показателей психологической готовности школьника к обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение.

Пример ситуации: ребенок (6 лет) в семье был желанным. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У него сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки. Попадая в коллектив класса, этот ребенок столкнется с непривычными для него требованиями, обязанностями, объективной (а значит, далеко не всегда положительной) оценкой его деятельности и личности в целом. То, что учитель к нему будет относиться как ко всем, а не с особым вниманием и любовью (как его родители, воспримется им как недоброжелательность, несправедливость и могут возникать конфликтные отношения. В дальнейшем это может способствовать развитию отклоняющегося поведения.

Показатели готовности в сфере самосознания.

Проявляются в отношении к самому себе, к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Ребенок должен :

Различать свои индивидуальные особенности.

Видеть свои и чужие положительные и отрицательные черты.

Иметь адекватную самооценку. Высокая самооценка может вызывать неправильную реакцию на замечания учителя. В результате может оказаться, что "школа плохая", "учитель злой" и т. д. Ребенок должен уметь правильно оценивать себя и свое поведение.

Проявлять самопознание, интерес к себе.

Нормально развитые перечисленные выше качества личности ребенка обеспечат ему быструю адаптацию к новым социальным условиям школы.

Способы формирования адекватной самооценки:

создавать ситуации успеха;

выражать своё отношение к окружающему и оценочный подход;

предоставлять образцы деятельности, давая ребёнку критерии правильности её выполнения;

заботиться о статусе ребёнка в группе сверстников;

использовать режиссёрскую игру для формирования рефлексии и т. д.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Готовим ребенка к школе»Консультация для родителей «Готовим ребенка к школе» Многие родители убеждены,что для подготовки дошкольника к школьному обучению достаточно научить ребенка чтению,письму и основам математики.

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Консультация для родителей "Готовы ли Вы и Ваш ребенок к школе?" Через год дети станут первоклассниками. Родителям и детям надо много успеть,.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Консультация для родителей старших дошкольников «Подготовка ребенка к школе» Если родители шестилетнего ребенка спросят, когда же начинать его подготовку к школе, специалисты, повторяя слова А. С. Макаренко, скажут:.

Консультация для родителей старших дошкольников «Тест на готовность ребенка к школе» В каждом учебном заведении используются разные способы исследования уровня интеллектуального развития. Предлагаем вам провести несколько.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей по готовности ребенка к школе
Опубликовано: 26 марта 2024 в 12:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей по готовности ребенка к школе» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Ермолаева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД