Анна циринович
Консультация для родителей по Читательской грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
Общение с литературой необходимо и ребенку, и взрослому. Маленького слушателя оно постепенно превратит в грамотного читателя, взрослым напомнит об их собственном детстве, о детском восприятии мира, поможет многое понять в воспитании и развитии малыша.
В настоящее время книга уступает компьютеру позиции источника знаний, передачи информации. Она уже не воспринимается как учебник жизни. И даже наслаждение текстом, своеобразием авторской манеры привлекает далеко не каждого читателя. Кое-кто даже спешит предсказать скорое забвение книги, ее исчезновение. Другие пытаются понять, какова природа и в чем сущность книги. И таких всегда больше, поэтому книге, кроме досужих разговоров, ничто не мешает всегда оставаться хранительницей слова, разума, духа, истории и культуры человека.
Темочки:
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.
На первом - четвертом месяце жизни ребенка процесс приобщения к художественному слову происходит без обращения к книге. Взрослый читает малышу все, что есть в арсенале его памяти. В данном случае малышу важно не содержание, а постоянное говорение с ним, интонация, ласковое, доброжелательное отношение, ритмичность речи взрослого.
На пятом месяце жизни, когда у ребенка сформировался хватательный рефлекс, надо давать ему в руки предназначенную для данного возраста книгу. Начиная с этого момента в жизнь семьи должна войти детская литература.
Приобщая детей к чтению, родители должны соблюдать несколько правил:
читать надо ежедневно. В ребенке постепенно вырабатываются потребность читать (слушать чтение, интерес к произведению, эстетическое наслаждение от услышанного (прочитанного);
круг чтения должен быть разнообразным. Детская литература и тематически, и жанрово так многообразна и интересна, что нельзя сужать детское представление о ней до одного-двух произведений, жанров;
в круг чтения детей должна входить литература классическая, проверенная временем, отобранная многими поколениями читателей (сказки
Пушкина, А. Погорельского, В. Бианки, юмористические рассказы Н. Носова,
Драгу некого, стихотворные произведения А. Барто, К. Чуковского и др.)
не менее важно, чтобы ребенок развивался как читатель в контексте литературы, современной ему, говорящей о тех реалиях детской жизни, которые окружают его, на том языке, который он слышит ежедневно;
прочитанный текст не надо оставлять без внимания. С детьми, начиная с трех лет, надо беседовать об услышанном, учить их думать над книгой. Процесс постоянного осмысления прочитанного рождает и навсегда сохраняет желание думать;
приобщая ребенка к книге, очень важно соблюдать чувство меры и вкуса в отборе произведений для чтения. Чтение вне всякой меры, постоянное погружение ребенка в книжный мир, приобретение им только книжных знаний и книжного опыта ведут к воспитанию «маленького старичка», впоследствии сложно входящего в детское сообщество, растущего без друзей, не знающего детских забав, трудно ориентирующегося в реальной жизни;
не следует видеть в художественном произведении только воспитательную ценность. Наставления типа «делай так, как литературный герой», пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые., пользы не приносят: малышу чаще хочется сделать то, от чего его так старательно охраняют взрослые;
в процессе чтения (слушания) книги ничто не должно отвлекать ребенка;
детская литература для малышей в домашней библиотеке должна быть преимущественно в бумажном переплете. Аудио- и видеокниги лучше рекомендовать детям школьного возраста. Родителям необходимо помнить о гигиенических требованиях к книгам для дошкольников;
“ книги для детей должны быть хорошо, качественно изданы, со вкусом оформлены, приятны на ощупь
Нужно научить малыша пользоваться книгами и беречь их.