Оля Калашникова
Консультация для родителей «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать +Заказ
Консультация для родителей «Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
Одной из важнейших проблем детской возрастной и педагогической психологии является проблема развития мелкой моторики. Сформированность навыков мелкой моторики и координации движений рук имеет важное значение для общего физического и психического развития ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Песочная терапия как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Песок, песочные игры. Консультации
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват" и т. д., к двум годам он уже способен правильно держать кисточку и ложку, рисовать.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, они расположены очень близко друг к другу. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Замечено, что дети совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить. Развитие мелкой моторики кисти руки является важнейшей задачей в воспитании ребёнка дошкольника. Как было отмечено выше, тренировка движений пальцев и всей кисти рук является одним из факторов, стимулирующих развитию ребенка.
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», -писал в своих ранних работах В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.
Песок, по мнению психотерапевтов - вещество, способное вызвать самые богатые ассоциации. То, что человек создал на песке, созвучно с его внутренним миром.
Песочная терапия замечательно развивает мелкую моторику (песок,благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся на подушечках ваших пальцев).
Неотъемлемой частью детства каждого ребенка, является песочница. Ребенок не боится песка, потому что с самых маленьких пеленок вы научившись ходить отправляетесь в большую педагогическую песочницу, которая есть в каждом дворе, на территории детского сада, у вас дома.
Песок это дар природы. Каждая песчинка содержит в себе лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы. В чем магия песка? Спросите вы. Это экологически чистый, более того самый очищающий материал. Он хранит в себе ионы серебра, которые позволяют ему самоочищаться. Помимо того, что песок используется в строительстве (для фундамента, для кладки стен), нам с вами он послужит фундаментом в воспитательной и образовательной работе. Это очень легко, несложно и невероятно приятно.
Этот материал доступен каждому кто хочет с ним работать. Опуская руку в песок, ты получаешь удовольствие от того, что его трогаешь, пересыпаешь, захватываешь, разглаживаешь.
Песок материал абсолютно самый универсальный, он может принять форму, которую мы хотим ему придать. Это материал,который условен т. е. мы можем лишь одним движением руки и сделать реку, ручей или дорогу. Мы можем создать горы, холмы все что угодно. Песок позволяет ребенку упражняться много раз, развивая у ребенка не только моторику рук, но и фантазию. Не получилось, он не расстраивается, он сгладил поверхность и продолжает рисовать снова. Как только наши детки научились рисовать простые предметы состоящие из прямых линий, округлых форм, вы усложняете им задачу, чтобы включить мыслительные операции. Затем несколько предметов объединяем в маленькие сюжеты по любой сказке. Когда научились рисовать маленькие эпизоды по сказкам, вы переходите к очень интересной теме создание узоров на песке. Сначала симметричные узоры,затем можно комбинировать и усложнять их. Можно использовать капсулы из киндеров сюрпризов. Любой узор можно выложить из таких капсул.
Примеры игровых упражнений в песочнице, для развития мелкой моторики рук.
* действия с песком: сжать его в кулачке, а потом разжать; то же, но кулачок приподнять над поверхностью песочницы; то же двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но, мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев; то же с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями и т. д. ;
– отыскать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, кедровые орешки, бусины, звездочки и т. д.). Причем первоначально предметы могут быть и довольно крупными, с учетом неразвитости детских пальчиков, например, каштаны, крупные пуговицы и фрагменты бижутерии, фигурки животных;
– определенный предмет;
– предметы с определенными характеристиками (гладкие – шершавые, большие – маленькие, какой-либо формы);
– охарактеризовать предметы, расположенные в определенном месте. Например: отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу, расскажи о них.
Все действия руками стимулируют наше развитие. Элементы игры всегда присутствуют при работе в песочнице и это её основная ценность.
Игры с песком дают ребенку возможность погрузиться в мир своих фантазий, освободиться от «лишней» энергии. Песок обладает свойством снятия негативной психической энергии и способствует уравновешиванию психоэмоционального состояния ребенка.
Мешкая в песке, реализуя свой замысел, малыш приобретает жизненный опыт, учится взаимодействовать со сверстниками, выражая свои мысли и поддерживая диалог, представляя свои сооружения, передавая собственные чувства. У него интенсивнее развиваются речь, познавательные процессы. Манипулирование с песком способствует развитию фантазии, образного мышления, отработке точности движений.
Что нужно для игры в песок?
А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта,
Чтоб Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик от стола –
Покрасим голубою краской,
Горсть золотистого песка
Туда вольется дивной сказкой.
Игрушек маленьких набор
Возьмем в игру.
Подобно Богу
Мы создадим свой Мир Чудес,
Пройдя Познания Дорогу.
Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.