Алла Алексеевна
Консультация для родителей «Кто должен подготовиться к школе?» в 1 классе
▼ Скачать + Заказать документы
1. Почему ребенка стоит проверить на предмет школьной зрелости?
Школа, а точнее время, когда ребенок идет в нее – это важное событие для всей семьи, которое коснется всех ее членов. Это событие в жизни ребенка, которое во многом повлияет на его жизнь, его эмоции, мироощущение. Почему? Потому что школа – этап становления его личности, место, где ребенок начнет меняться. Важно помочь ему войти в эти перемены правильно. Необходимо понять, готов ли ребенок адекватно воспринять мир школьной жизни и начать учиться.
Публикация «Консультация для родителей „Кто должен подготовиться к школе?“ в 1 классе» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации для родителей первоклассников
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Темочки
Появится место не только его интеллектуальному развитию, но проверка его социальной зрелости, умению адаптироваться в новой среде – школьной среде. А любой ли ребенок сразу может успешно войти в новый этап жизни? Нет, только готовый к переменам.
2. Как должен быть готов ребенок к школе?
К школе ребенок должен быть подготовлен как интеллектуально, так и эмоционально. Быть крепким к переменам и новым нагрузкам на его мироощущение, должен уметь противостоять трудностям и уметь адекватно оценивать свои достижения.
3. Как должны быть готовы родители к новому этапу в семейной жизни?
Как школьная жизнь повлияет на взрослого, который отдает ребенка в школу?
Если школьная жизнь малыша становится событием для семьи, если это важно, то семья вся в целом должна быть готова психологически. Необходимо душевно принять, что кто-то из ее членов получит новые обязанности, кто-то, напротив, станет уделять домашним делам меньше времени, но самое главное – изменится ваш ребенок или даже дети, если в семье есть братья и сестры. Поменяется режим и уклад семьи, к ребенку придется относиться иначе, будут меняться ваши привычки, появятся и проблемы. НЕ пугайтесь, разумеется, Вы сможете их решить. Быть готовым к школе всей семьей – значит принять перемены и постараться настроиться на новую работу по оказанию родительской поддержки. Понимать, что школа – это не обязанность вашего ребенка, а ступенька развития. Вы же росли! Вот и он растет! Пора помогать, но помогать иначе.
Родителям необходимо избавиться от трех вещей:
1. Страха, что ребенок не справиться с новыми требованиями к его интеллекту.
2. Чрезмерной опеки, уменьшения самостоятельности.
3. Строгих внушений, что он уже взрослый, раз идет в школу.
Необходимо уметь:
1. Давать позитивную поддержку в трудных ситуациях, уметь ободрить ребенка.
2. Давать адекватную правильную оценку его успехов, начиная с лучшего.
3. Быть самому организованным, показывать пример жажды знаний и работать над собой.
4. Как могут сказаться нагрузки школы на общем укладе семьи?
Сами по себе нагрузки, которыми пугают нас порой и педагоги и психологи, на мой взгляд, никакого влияния не оказывают. На семью оказывает влияние не материал, который дает школа, а неумение семьи принять новое. Если семья не умеет противостоять трудностям, избегает решения важных семейных неурядиц, имеют место ссоры и частые конфликтные ситуации, то, разумеется, новые требования к членам семьи, к примеру, уроки – станут лишь причиной новых конфликтов. Нередко семья обнаруживает в период первого года обучения ребенка, что родственники не умеют элементарно поддерживать друг друга. Отцы или мамы просто оказываются в сетях собственных переживаний, неудач, если сын или дочь приносят домой неутешительные факты. Бывает, что просто старые дошкольные правила управления семейными делами в семье школьника уже не функционируют. Необходимо менять принципы управления событиями, учесть новый уровень интеллекта ребенка, смену авторитетов, ведь учитель играет главную роль в формировании школьной жизни ребенка, а это важно для него! Если к моменту первого похода ребенка в школу семья имела позитивной настрой, готовилась к новым переживаниям и если члены семьи не формально приготовились к изменениям, а реально осознали, что ребенок растет, то родители вырастут вместе с ним! Школа подчеркнет успех семьи и, разумеется, ни о каких нагрузках не может быть и речи.
Как подготовить взрослого к этому жизненному этапу?
Очень просто! Поверьте, что Вы сами очень сильный и умный! Внушите себе и малышу, что в ситуации с его ростом нет ничего необычного! Замените страх перемен радостью изменений, будьте внимательны, соберите все силы любви и добра и начинайте меняться.
Что должен уметь ребенок?
Интеллектуально:
анализировать и обобщать предметы и явления;
узнавать связи между явлениями;
уметь запоминать;
уметь воспроизводить образец;
уметь слушать задания;
обладать нужной координацией кисти руки.
Разумеется, все в возрастной норме.
Эмоционально:
уменьшить свои импульсивные реакции;
научиться сосредоточить себя не только на том, что интересно, но и на том, что необходимо;
произвольно управлять своими психическими процессами;
иметь познавательный мотив поведения в школе.
Социально:
иметь желание общаться со сверстниками;
умение подчинить себя общему делу;
быть способным принимать на себя роль ученика;
понимать роль учителя как источник знания;
иметь достаточный уровень самоуважения и уважения к окружающим.
Что такое познавательный мотив?
Мотив – это сила внутри нас, которая побуждает нас делать те или иные действия. Если ребенок обладает достаточной силой, которая побуждает его действовать в соответствии с добыванием новых знаний и желает научиться применять их уже в реальной жизни, то ему легко будет удерживать внимание на предметах и работать в школе. Если в ребенке сила, которая побуждает его играть, больше, чем та, которая побуждает его учиться, то, скорее всего, такому ребенку не достаточно будет воли и желания применять все то, что он умеет в реальной жизни. Иными словами, ребенок, который еще не наигрался, не сможет удерживать долго внутри себя реальное желание работать над заданием и просто, рано или поздно, может утомиться от трудной и скучноватой школьной жизни. Ведь основное его желание пока еще проигрывать внутри себя разные нереальные выдуманные вещи своей будущей жизни. А школа – это уже жизнь!
Как помочь ребенку сформировать мотив к учебе?
Играйте с ним в школу, а не учите его! Проигрывайте с ним ситуации, которые могут встретиться в школе. Играйте в целенаправленные игры с правилами. Имейте возможность принимать различные роли школьной жизни. Если Вы помните то, что вас в школе не устраивало, не расстраивайтесь, играйте в успех! И только!
Иными словами, создавайте условия для того, чтобы ребенок как можно больше проигрывал свои различные ситуации учебы в непринужденной, привычной ему игре.
Игровому мотиву, то есть силе, которая побуждает ребенка проигрывать нереальные ситуации, придет конец, и появится желание узнать, что же на самом деле представляет школа
. ИНТЕРЕС БУДЕТ НАСТОЯЩИЙ.
Чем больше Вы убеждаете ребенка обычными доводами в том, что важно будет в школе учиться и быть послушным, читаете морали и используете его «взрослый» возраст в своих целях для управления им, тем меньше он захочет идти в место, где есть только ответственность, обязанности и ничего более интересного. Будьте мудры! В школе есть много интересного, особенно новые его роли: ученика, друга, члена класса.
Пусть школа представляется и Вам и малышу местом, где есть и знания, и самостоятельность, и друзья, и учитель-наставник! Рассказывайте ребенку о своих УСПЕХАХ в школе. Ни в коем случае не манипулируйте школой : «Если не будешь красиво сидеть, – в школе будешь плохим учеником и т. д., и т. п.»
Самое важное, что нужно знать!
Первый учитель формирует у вашего ребенка-ученика желание учиться! Поэтому важно при выборе школы обязательно ближе познакомиться с педагогом, который будет учить вашего ребенка. Если это не представляется возможным, превратитесь в самого главного партнера по учебе в первые годы для вашего малыша: помогайте ему во всем, а главное, научитесь слушать его! Будьте с ним и с его школьной жизнью. Пусть он понимает, что и Вам важно, что там в школе будет! Научитесь быть уже сейчас чуткими к его успехам и переживаниям, просто живите рядом, любите ребенка и радуйтесь, что он уже вырос для того, чтобы стать перво-классником!