Надя Мешкова
Консультация для родителей «Откуда берутся «трудные» дети?»
▼ Скачать + Заказать документы
Семья для всех ее членов является «маленькой крепостью», за стенами которой мы стремимся спрятаться от невзгод и проблем, отдохнуть душой. Этого хотят взрослые и дети, которым так сложно ориентироваться в огромном мире.
Принято считать: все родители любят своих детей и заботятся о том, чтобы они выросли хорошими и счастливыми людьми. Но так ли это на самом деле.
Публикация «Консультация для родителей „Откуда берутся „трудные“ дети?“» размещена в разделах
К понятию родительской любви тесно примыкает слово «принятие». Психологами и педагогами доказано, что «принятие» необходимо для здорового душевного состояния каждого человека. «Принятие» ребенка выражается в признании права на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и на родителей.
Любовь к ребенку состоит не только из суждений о нем и чувств к нему. Она охватывает также сферу стремлений: желание создать ему наилучшие жизненные условия, развивать в нем все его достоинства, устранять недостатки, способствовать формированию его личности. Специфической особенностью родительской любви можно считать то, что эти желания и стремления носят активный, деятельный характер. Родители не только стремятся к тому, чтобы их ребенок рос и развивался как можно лучше, но и чувствуют ответственность за его воспитание.
Любовь родителей к своим детям не может вспыхнуть и угасать. Родительская любовь – это прочное и устойчивое отношение матери и отца к ребенку, это их позиция по отношению к сыну или дочери.
Внешнее выражение родительской любви играет большую роль в развитии личности ребенка. В формировании его моральных качеств. Немаловажное значение имеет и для физического развития. Ведь недостаточная забота о здоровье ребенка может увеличить инфекционных и других заболеваний. В свою очередь преувеличенная забота о состоянии здоровья ребенка может привести к его неправильному физическому развитию (например, излишний вес, к изнеженности и снижению сопротивляемости к заболеваниям.
Характер, степень и способы проявления родительской любви влияют на положение ребенка в семье, на его самочувствие. От жизненной позиции отца и матери во многом зависит развитие личности их ребенка, его подготовка к жизни.
Все ли родители любят своих детей?
К сожалению, еще встречаются матери и отцы, которые не заботятся о своих детях, не создают им элементарных условий для развития. Не занимаются их воспитанием. Еще бывают матери, которые отказываются от своего ребенка, отдают его на воспитание людям, не имеющих своих детей. встречаются и такие матери, которые оставляют новорожденного в родильном доме, чтобы никогда его не увидеть. К сожалению, еще есть отцы, даже не пожелавшие увидеть своего ребенка, безразличные к его судьбе, не чувствующие ответственности за маленького человека, которому дали жизнь!
Родители, бросающие своих детей, - явление редкое. Преобладающее большинство матерей и отцов окружают своих детей любовью. Сила и способ ее проявления весьма различны.
В некоторых семьях процветают жесткие представления о том, как должен вести себя ребенок. что для него хорошо, а что дурно. Кем и каким он должен стать в будущем. Согласитесь, что обычно в мечтах родители хотят реализовать собственные представления о морали, счастье, желают видеть своих детей тем, кем не смогли стать сами.
Иногда взрослых раздражают какие-то природные особенности ребенка: чрезмерная подвижность или, наоборот. Медлительность, флегматичность. Бывает так, что одного из родителей «не устраивают» унаследованные черты нелюбимого супруга. И уж совсем курьезны случаи, когда папы и мамы направляют свою активность на искоренение неискоренимого.
А. С. Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошими дети, - будьте счастливы! Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, способности, привлекайте ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!»
Разве может быть счастлив ребенок в семье, для которой характерны постоянные конфликты или отношения между родителями эмоционально холодные? Дошкольник, не понимая сути разногласий взрослых, чувствует дискомфорт, напряжение.
В некоторых случаях ребенок является единственным связующим звеном между матерью и отцом. Подсознательно понимая, что родители объединяются только по поводу проблем, связанных с ним (болезнь, какие–то успехи или наоборот, плохое поведение, ребенок начинает провоцировать подобные ситуации. При этом он чувствует повышенную ответственность за объединение родителей. Испытывает чрезмерное психическое напряжение. Такая ноша еще тяжела для маленького человека.
Еще хуже. Если ребенок начинает выполнять роль громоотвода. Недовольство супругов друг другом, жизненные проблемы – все негативные эмоции, связанные с этим, выливаются на ребенка. Он слаб, зависим, не может дать отпор, к тому же в данном случае родители обычно оправдывают себя: «Все поучения и наказания для его же блага».
Психологические исследования показывают, что наиболее успешно справляются с воспитанием детей люди, которым свойственны гармоничность душевного мира, открытость, способность к изменениям.
Известный отечественный психотерапевт А. С. Спиваковский считает: «…Гармоничный человек старается стать тем, кем он способен стать, иными словами, это человек, все присущие ему задатки и способности». Гармоничный семейный союз «дает возможность сочетания теплого эмоционального отношения к детям на основе постоянного созидания в ребенке уверенности в родительской любви с четко определенными правилами поведения».
Таким образом, развитие ребенка в каждой конкретной семье зависит от характера сложившихся в ней отношений, от принятого типа воспитания и личности самих родителей.
Однако не только взрослые, но и сами дети, занимая определенную позицию, способствуют формированию внутрисемейных отношений. Это не всегда осознается дошкольником, но определяет его эмоциональное состояние, поведение, а самое главное – представляет собой фундамент будущих отношений с людьми.
Здоровье ребенка во многом зависит от эмоционального и психического состояния женщины во время беременности. Иногда в определенные периоды жизни беременность и роды могут быть нежелательными (например, в связи с неустановившимися взаимоотношениями у супругов, наличие более важной для них профессиональной ориентации и т. п., поэтому некоторые женщины не сразу эмоционально положительно встречают мысль о предстоящем материнстве. Большинство детей, которых «не ждали», в дальнейшем заболевало неврозом страха, поскольку первичная неуверенность в их рождении со стороны родителей в какой-то мере отражалась на появлении у них в последующем неуверенности в себе.
В семьях, где дети заболевают неврозами, каждый из родителей пытается односторонне, в ущерб другому, эмоционально привлечь ребенка на свою сторону, в чем нередко отражается скрытый конфликт между ними. Но стремление родителей поделить подобным образом чувства детей вступает в противоречие с реальными потребностями самих детей, вызывая беспокойство, обиду, недовольство и протест.
Еще тяжелее переносит ребенок отсутствие эмоционального контакта и взаимопонимания с обоими родителями, которые нарастают при недостатке ласки, раннем выходе матери на работу, передаче ребенка родственникам и няням или даже помещении в круглосуточные ясли и детский сад. Неудивительно, что дети неоткровенны с родителями. Скрывая многие из своих чувств и переживаний, они зачастую живут в своем воображаемом, закрытом от взрослых мире.
Малолетние дети особенно остро ощущают потребность в близких контактах со взрослыми, так, как, помимо удовлетворения эмоциональных потребностей, у малыша должно быть чувство безопасности, которое также влияет на его общее, в том числе и на умственное, развитие.
Встречаются родители, которым всегда не хватает времени для ребенка. Они постоянно стремятся от него освободиться, в результате ребенок все реже обращается к ним со своими проблемами, а в скором ему уже нечего будет им сказать, нечего доверить, нечем поделиться.
Именно в таких холодных, безразличных, лишенных тесного духовного контакта семьях чаще всего растут дети, которые, достигнув самостоятельности, забывают о существовании своих родителей, так как отец и мать им уже не нужны для материального обеспечения, а никакие иные связи их давно не объединяют.
А сколько радости, удовольствия и удовлетворения доставляет общение с детьми по – настоящему любящим родителям.! Сколько счастья приносят первые слова ребенка, первые его фразы, полные обаяния, непосредственности и свежести! Сколько радости дает знакомство ребенка с окружающим миром! Какое удовлетворение вызывает наблюдение за процессом созревания ребенка,когда он становится все умнее и умнее и уже начинает высказывать свои оценки ситуаций и явлений. обнаруживая самостоятельность мышления!
Родителям стоит почаще задумываться о характере своей любви к ребенку, о его реакции на родительскую любовь. Чувствует ли, ощущает ли ребенок нашу любовь к нему? Достаточно ли близки мы с ним? А может быть наши жизни проходят рядом, но совсем не связаны сердечными узами, столь необходимыми для правильного развития ребенка?