Виктория Бондарева
Консультация для родителей «Особые дети: левша»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особые дети : Левша в мире праворуких»
В наше время, когда ребёнок получает огромное количество информации, которая, как правило, имеет символическую форму, когда буквы. Цифры, ноты, схемы подавляют образное мышление, почти не оставляют места для живой и спонтанной игры, может произойти ранняя стимуляция развития левого полушария головного мозга в ущерб правому - образному, творческому.
Публикация «Консультация для родителей „Особые дети: левша“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Левша. Консультации для родителей «Если ребенок — левша»
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Американский педагог И Соньер недаром говорил: «обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие, обучая правое полушарие- вы обучаете весь мозг!
С этими проблемами прежде всего сталкиваются леворукие дети, у которых доминирует правое полушарие. КАК ПОМОЧЬ ИМ? Ведь наш обычный праворукий мир для левшей сложен. Им нелегко адаптироваться к нему, но не дошкольные ни школьные образовательные учреждения обычно не затрудняют себя индивидуальным подходом в глубоком смысле этого слова, к левшам, а стремятся «перекроить» их на свой лад. Поверьте, горько и больно видеть детей – левшей, которые в угоду взрослым стараются «быть как все». А зачастую это интересные, неординарные дети. Взрослым надо лишь проявить терпение, понять их, и тогда скорей всего мы получим результат, которого даже представить себе не могли.
Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить необоснованное их переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка. В возрасте 5-6 лет необходимо провести диагностику на определение профиля ассиметрии. Ранее делать это считается нецелесообразным: развитие до этого возраста обусловлено неравномерностью процесса морфологического созревания полушарий; причем опережающее развитие нередко характерно для правого полушария.
Одним из традиционных способов диагностики является метод количественной оценки выполнения таких заданий, которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневных, бытовых действий. У ведущей руки чуть больше кости и мышцы, она лучше выполняет функции, является более предпочтительной при выполнении ответственных заданий.
Обстановка при проведении тестирования должна быть непринужденной, естественной и доброжелательной для ребенка.
Какие же задания выполняют дети?
Ударить палочкой по музыкальному инструменту (металлофон, барабан).
Разложить цветные палочки в соответствии с заданным образцом (домик, забор и т. п.).
Нарисовать круг, квадрат и треугольник правой и левой рукой. Посмотреть, какой рукой рисунки выполнены ровно.
Открыть небольшую коробочку, баночку, флакон.
Построить башню из кубиков.
Подбросить и поймать одной рукой небольшой мяч, мячик для пинг-понга.
Вырезать фигурный рисунок по контуру.
Развязывать узелки на шнуре.
Выложить из букв слово.
Собрать пирамиду из колец.
Разобрать конструктор.
Собрать матрешку.
Опустить фигуры в коробочку, в крышке которой сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям геометрических фигур.
Разложить карточки с изображением предметов по группам.
Обвести контур заданного предмета (линии более ровные, нет разорванных линий, карандаш ребенок держит правильно, удобно).
Усложнё нные задания:
Выложить буквы из зерен (горох, пшеница, рис).
Выложить букву из шнурка (тесьмы).
Упражнение «Золушка» (перебрать смесь из круп, разобрать по видам).
Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно-логический характер познавательного процесса.
В учебно-образовательном процессе подача материала в основном носит вербальный характер, поэтому у детей с ведущим правым полушарием (у леворуких) наблюдаются затруднения в их адекватной переработке.
Таким образом, информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирование познавательных способностей и развитие ребенка в целом.
Для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложение материала. Их память непроизвольна - они лучше запомнят яркий образ. Поэтому на занятиях необходимо использовать наглядность, образность, интонационные возможности речи.
В помощь воспитателям и родителям предлагаем комплекс коррекционных и креативных игр для детей 3- 4 лет, которые можно включать в занятия с любой деятельностью, а можно проводить отдельно. Навыки, полученные в ходе предлагаемых игр, надо обязательно закреплять путём повторения, и здесь большую помощь своим детям могут оказать родители : они обращаются к ребёнку с просьбой научить их новой игре, ребёнок берёт на себя роль ведущего и сам контролирует действия «учеников», что способствует развитию у него уверенности.
КОМПЛЕКС КОРРЕКЦИОННЫХ ИГР ДЛЯ
МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЛЕВШЕЙ.
1. «ВОЗЬМИ ПРЕДМЕТ»
Цель: учить развивать внимание, умение различать правую и левую руки.
Ход игры. Перед ребёнком разложены различные игрушки. По команде взрослого он берёт в правую (левую) руку названный предмет, называет своё действие
2. «НАКРОЙ ЛАДОШКОЙ»
Цель: развивать умение различать правую и левую руки, моторно – слуховую память.
Ход игры. На столе перед ребёнком лежат картинки. Взрослый предлагает ребёнку накрыть ладонью правой руки одну картинку, а левой - другую. Ребёнок называет то, что лежит у него под правой и левой ладонями.
3. «НАОБОРОТ»
Цель: развивать произвольное внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов, совершенствовать умение различать правую и левую части тела.
Ход игры. Педагог или родители дают какую-либо команду для движения левой или правой части тела, а ребёнок выполняет всё наоборот. Если ребёнок справляется с одной командой, то ему дают две - три команды и следят за последовательным их выполнением.
4. «ПОСТРОЙ ЗАБОРЧИК».
Цель: снижать возбуждённость, развивать умение сосредотачиваться и концентрировать внимание, ориентироваться на плоскости бумаги.
Ход игры. Родители предлагают ребёнку лист бумаги, на котором проведена горизонтальная линия. Ребёнок должен разложить счётные палочки (спички, карандаши) на линии в заданном родителями направлении.
5. «ГДЕ У ТЕБЯ».
Цель: отрабатывать умение различать правую и левую части тела, соотносить правую и левую стороны на разных предметах.
Ход игры. Ребёнок выполняет команды взрослого. Покажи где у тебя правый (левый) глаз. Покажи правый (левый) глаз у куклы. Посмотри в дырочку правым глазом, закрой левый глаз. Где у тебя правая рука, левая нога, правое ухо, левое плечо, правое колено и т. д.
6. «РАЗЛОЖИ ПРЕДМЕТЫ»
Цель. Закрепить умение определять пространственное положение предметов по отношению к самому себе и другим предметам, развивать произвольное внимание, слуховой анализатор, умение различать «право-лево».
Ход игры. Ребёнку предлагают набор предметов или игрушек(8-10 шт,он называет их, выкладывает в ряд слева на право, затем перемешивает и выкладывает справа налево. Педагоги или родители предлагают разделить все предметы на две группы: одну положить справа от себя, другую слева. Назови, что находиться справа от тебя, что слева. Сделай так, чтобы (называет предмет) был у тебя справа (слева). А теперь расположи предметы в ряд и скажи, что находиться справа (называет предмет) и слева. Положи (называет предмет) справа, слева, между (называет два предмета).
7. «ГДЕ ЧТО?»
Цель: учить определять пространственное расположение предметов по отношению к ребёнку, развивать произвольное внимание, дифференсацию «право-лево».
Ход игры. Педагог или родитель предлагают ребё нку ответить на следующие вопросы: «скажи, что у тебя справа (слева? Встань так, чтобы справа от тебя было, а слева…. Что будет слева от тебя, если справа находиться?
8. «НАЙДИ СЕРЬГУ».
Цель: продолжать совершенствовать координацию левой и правой частей тела, развивать произвольность внимания, движения, а также самоконтроль и моторно - слуховую память.
Ход игры. Ребёнку предлагают набор бутафорских серёг (2-3 пары). Родитель говорит : «Надень серёжку… цвета (формы) на левое (правое) ухо. Расскажи, что ты сделал. Надень одинаковые серьги на оба уха. Надень разные и расскажи, где какая».
9. «ПУТАНИЦА»
Цель: продолжать отрабатывать умение различать правую и левую части тела. Развивать моторно – слуховую память
Ход игры. Ребё нок выполняет команды взрослого: «Достань правой (левой) рукой рот, лоб, живот, правые (левые) ухо, глаз, руку, плечо, ногу.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ.
Леворукость не определяется, как патология и для беспокойства нет причин.
Преимущественное владение рукой зависит не от «хотения» ребёнка или его упрямства, не от его желания или не желания, а от особой организации высших психологических функций.
Владение ребёнком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы.
Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).
Переучивать леворуких детей не следует, т. к. принудительное изменение доминантности ведёт к нежелательным последствиям. Переучивание ребёнка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, вялость невротические реакции, энурез, заикание).
У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыков письма.
Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку. Так как писать в школе ребёнок будет именно ею.
Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.