Ольга Писарева
Консультация для родителей «Особенности воспитания девочек»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
Вы считаете - есть ли разница в воспитании мальчиков и девочек? Если Вы считаете, что воспитание должно быть одинаковым, то мы постараемся вас убедить в обратном.
Если же нет и вы, сторонники неодинакового подхода в воспитании мальчиков и девочек, то мы подскажем, как лучше понять своего ребёнка и раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы действительно хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности воспитания девочек“» размещена в разделах
Часто, родители забывают, что девочки и мальчики по разному видят, слышат, осязают, по разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы – взрослые.
Наблюдая за современными детьми, можно отметить, что девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. В старших группах многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.
Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети затрудняются самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партнера. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать
мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность.
Давайте попробуем разобраться, почему же так происходит. Девочек и
мальчиков чаще всего воспитывают женщины : дома – мама или бабушка, а в детском саду – женщины-воспитатели, в школе женщины-учителя. В результате становление многих мальчиков происходит без участия мужчин. И поэтому всё чаще в нашей жизни встречаются женоподобные мужчины не способные брать на себя ответственность, принимать решения, становиться главой семьи. А бывает, наоборот, у женщин преобладает мужской тип поведения, и полностью отсутствуют женские качества.
В детском коллективе женственных мальчиков отвергают мальчики, но охотно принимают девочки, и наоборот — маскулинных девочек отталкивают девочки, но принимают мальчики и неверный тип поведения закрепляется, и это несоответствие
создаёт психологические трудности для всех детей.
В педагогике есть такое понятие, как гендерное воспитание- это
организация педагогического процесса с учетом половых особенностей развития детей.
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и
возможностей в современном обществе.
Дошкольное детство является, тем золотым временем, когда формируется раз и навсегда принадлежность к определённому полу. До 6-7 лет у всех детей происходит принятие гендерной роли:
К возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо
мальчик, и обозначают себя соответствующим образом.
В раннем и дошкольном детстве источником гендерной принадлежности являются одежда, игрушки, игры.
К 3-4 годам дети приобретают выраженную склонность к игрушкам своего
пола, играют в гендерно специфические игры, избегают занятий и игрушек, которые типичны для другого пола. Дети сами высказывают некоторые гендерные стереотипы, такие как «Мальчики не играют в куклы», «Девочки не должны играть в паровозики».
К 5 годам формируется устойчивое предпочтение однополых групп,
взаимодействие, в которых отличается по стилю.
В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям
становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Существуют большое разнообразие методов и приёмов в воспитании,
учитывающих особенности девочек и мальчиков, которые используются нами в детском саду. Давайте вместе подумаем, как вы можете применять их дома. Чтобы исправить ситуацию «смешения» полов, родителям нужно корректировать процесс воспитания девочек и мальчиков. Нельзя воспитывать детей по принципу "так, как воспитывали меня".
Давайте определим, что важное в воспитании девочек :
Во-первых, очень важно чтобы между дочерью и мамой (а также папой) были теплые, доверительные отношения. В свою очередь родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь
отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и
благожелательностью.
Личность дочери, проявляя удовлетворённость её поступками, формировать
позитивную самооценку девочки.
У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты" : мама должна
находить время для разговора с дочерью «по душам». Беседы должны быть
регулярными.
Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему
поколению. Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства. Девочке необходимо чувствовать, что она может доверять своим родителям, - что они всегда готовы понять ее чувства, желания и нужды.
Девочкам требуется больше помощи и ободрения. Предлагая помощь девочке, вы даете ей понять, что она вам не безразлична, что вы о ней заботитесь.
Девочкам нужно больше внимания и признания в ответ на то, какие они есть,
что они чувствуют и чего хотят. Девочки испытывают потребность в том, чтобы их любили за то, какие они есть. Восхищайтесь ими!
А что же важно в воспитании мальчиков?
Папе, общаясь с сыном, следует сдерживать эмоции, стараться разговаривать,
не повышая тона, спокойно.
Мальчикам нужно реже ЗАПРЕЩАТЬ, а чаще РАЗРЕШАТЬ что-то
дополнительное за хороший поступок. Мальчикам должны быть естественными проявлять свою эмоциональность (не ругать за слезы).
Мамам нужно больше доверять воспитание сына папе : он ЧУВСТВУЮТ, как
нужно воспитывать мужчину. Формировать в мальчиках чувство ответственности.
Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу! Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину. Задача родителей -
проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Если всерьез задуматься о будущем сына, то не следует оберегать каждый его шаг. Посмотри те на детской площадке, насколько спокойно относятся отцы к падениям своих сыновей. Они не оберегают их от опасного места, а помогают преодолевать трудности. Отцы просто сами были мальчишками и не забыли своё детство.
Трёх- четырёх годовалому мальчику стоит покупать побольше игрушек для
мальчиков. Очень хорошо рассказать о своих детских игрушках, а если сохранились организовать вместе с сыном мини- музей. Сочетать рассказы с ролевыми играми, мастеря атрибутику, штурвал корабля, милицейский жезл, каску пожарников. Лучше, чтобы они были не очень яркие.
В 5-6 лет мальчики проявляют интерес к столярно- слесарным работам.
Берите их к себе в помощники. Пусть мальчик подает папе отвёртку, забивает гвоздь.
Это хорошая возможность приобщаться к мужским занятиям.
В этом возрасте следует ориентировать мальчиков на рыцарское отношение к девочкам.
Подскажите сыну интересный поворот игры в разведчиков, перенеситесь с
ним в старину, вообразив себя викингом или средневековым рыцарем. Смастерите вместе с мальчиком картонные латы и меч.
Любое воспитание очень важно проводить на основе интересных книг.
Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково.
Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.