Елена Плеханова
Консультация для родителей «Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей : Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста.
Нарушения речевого развития – одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких нарушений велик и колеблется от неправильного произношения отдельных звуков до полного отсутствия средств общения. Часто у родителей возникают вопросы : что является нормой речевого развития и когда необходимо экстренное вмешательство специалистов. Ведь чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности речевого развития ребёнка раннего возраста“» размещена в разделах
Наиболее чувствительный, или сенситивный, период для развития речи – период дошкольного возраста. Особенно продуктивным и важным является период раннего и младшего дошкольного возраста. В течение этого короткого периода ребенок овладевает основными закономерностями языка, а любые нарушения речевого развития в этом возрасте трактуются специалистами как задержка речевого развития.
Задержка темпов речевого развития может быть как функционального, так и органического характера.
К первой группе (задержка функционального характера) можно отнести неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, гиперопеке. Часто проявления задержки речевого развития усугубляются частыми болезнями ребенка, его личностными особенностями, склонностями к упрямству, истерическим реакциям и др. В этих случаях у ребенка не формируется мотивация речевого общения. Если вовремя не обратить внимание на речевые проблемы, они могут принять необратимый характер и исказить дальнейшее становление речи и личности ребенка. Таким образом, успешность развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые на данном этапе играют ведущую роль в коррекции любых нарушений в становлении его психической деятельности. Под руководством специалистов и с помощью специальной литературы родители могут организовать правильное общение со своим ребенком, изменить условия его воспитания, стимулировать речевую активность.
Задержка темпов речевого развития органического характера обусловлена несформированностью или недостаточностью сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики артикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологическими заболеваниями. Такие нарушения требуют не только изменений условий воспитания, но и помощи специалиста – логопеда в форме консультаций или регулярных занятий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время, но и в этом случае ранняя коррекция оказывается более эффективной. Признаки неблагополучного развития речи ребенка раннего возраста.
Ребенок развивается с задержкой.
Ребенок перенес серьезные заболевания.
У ребенка есть неврологические заболевания.
Ребенок не всегда понимает вопросы, не может выполнить простейшие просьбы взрослого.
Речь ребенка значительно отстает от уровня развития речи его сверстников.
Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые он слышит.
Если вы заметили что-то неладное в речевом развитии вашего ребенка, обязательно обратитесь к логопеду. Чем раньше нормализована речь ребенка, тем более благоприятным будет прогноз его дальнейшего развития.
Как организовать занятия по развитию речи в домашних условиях.
Часто мы слышим поговорку: «Любое заболевание легче предупредить, чем лечить». Эта мысль как нельзя лучше подходит к решению задач, связанных с развитием речи ребенка дошкольного возраста. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребенок пришел в школу с уже хорошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь.
Как известно, игра – основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в игре ребенок постигает все новое. Для достижения результата, надо почаще играть с ребенком в игры, развивающие речь, фантазию, мышление. Поэтому занятия дома должны проходить в игровой форме. Для достижения результата надо заниматься не меньше 3-х раз в неделю, а лучше ежедневно по 15-20 минут. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время.
Организуйте рабочее место малыша: стол для занятий, удобный стульчик, тетради, зеркало, карандаши. Важно разнообразить игры и упражнения. Это могут быть игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика, игры на развития слухового внимания и фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий.
Занятия должны нравиться ребенку – это обязательное условие. Для этого:
• выбирайте время для занятий, когда малыш сыт, выспался, погулял, хорошо себя чувствует;
• вписывайте занятия в распорядок дня и придерживайтесь его каждый раз;
• сохраняйте интерес ребенка к занятию. Если игра или упражнение кажутся ребенку скучными, найдите ему замену.
• не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть.
Очень важны для ребенка дошкольного возраста игры на обогащение словарного запаса и развитие связной речи. Займитесь вместе с ребенком изготовлением альбома с фотографиями самого ребенка: как он ест, гуляет, спит, играет и т. п. Вырезайте, фотографируйте или подбирайте походящие картинки из старых журналов, раскрасок по темам занятий, таких как «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Овощи», «Фрукты», «Животные» и т. п. Малыш с большим удовольствием будет учиться говорить фразами, запоминать новые слова, чем по обычным книгам. Разглядывая ваш альбом, задавайте вопросы, а если ребенок еще мало говорит, то сами же на них отвечайте.
Развивая речь, важно подготовить и органы артикуляционного аппарата к чистому произношению звуков. В норме, все звуки речи должны быть сформированы к 4-5 года. Однако если у ребенка этого возраста еще не все звуки сформированы, не стоит пытаться ставить звуки самостоятельно, такт как можно навредить ребенку. Подготовительные же упражнения, направленные на тренировку органов артикуляции к чистому произношению, родитель могут использовать в своих домашних занятиях. Главное, все подготовительные упражнения следует выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог сам себя контролировать. Заниматься следует 3-4 раза в неделю по 5-10 минут. Главное, чтобы малышу нравились эти игры, а помочь в подборе таких упражнений поможет логопед.
Случается, что все внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребенка звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Нет никакого толку от идеальных звуков, если ребенку трудно соединять слова в предложении, изменять их по родам, падежам, числам. Речь такого ребенка полна аграмматизмов. Если у ребенка логопед обнаружил грубые аграмматизмы – срочно спешите на консультацию к специалисту! Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.
«Особенности речевого развития детей 5-го года жизни»
К 5-ти годам речь ребенка становится более разнообразной, более правильной, богаче, по сравнению с предыдущим возрастом. Теперь свой ответ на какой-либо вопрос ребенок строит из 2-3 и более фраз, все чаще речь включает в себя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
Хочется отметить что к 5-ти годам происходит совершенствование звукового строя речи – так большинство детей овладевают четким и чистым произношением шипящих звуков, многие начинают верно произносить звуки [р],[р?],[л],[л*]. Но при этом хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в этом возрасте дети могут смешивать шипящие звуки со свистящими, звуки [р], [р*] со звуками [л], [л*], т. е. как таковой звук имеется, но не всегда верно употребляется. Например правильно произносить звук [р] в слове сарай и в то же время в слове Крыша, произносить его как [Л]. В таких случаях следует помогать ребенку, правильно активизировать в произношении, уже имеющийся у него звук.
Конечно, бывают случаи, в которых ребенку не обходима помощь специалиста – логопеда. Который сможет правильно спланировать работу, для улучшения звукопроизношения. В зависимости от сложности развития речи у ребенка, ребенок может быть направлен в логопедическую группу или логопункт.
По мимо звукопроизношения есть и другая сторона развития речи – развитие и обогащение активного словарного запаса ребенка.
В этом возрасте ребенка необходимо знакомить с новыми словами, приучать его точно называть качество предметов, определять из чего они сделано (стол – из дерева – деревянный, ваза из стекла – стеклянная);
- учить находить в предметах сходство и различия;
- Развивать пространственные отношения.
- ребенка знакомят с временными понятиями (вчера и сегодня, утро и вечер, весна и очень) (Можно для этого задавать вопросы – когда дети катаются на санках?; когда в лесу поспевают ягоды? Когда ты идешь в детский сад)
Общаясь с ребенком, следует обязательно обратить внимание на грамматический строй речи – умение согласовывать слова между собой.
Если упустить эти ошибки в дошкольном возрасте, то будет крайне тяжело от них избавиться в будущей школьной жизни. Для активизации данной стороны речи, можно играть с ребенком в игру «найди и исправь ошибку» - произносится не правильно фраза, и ребенок должен вас исправить.
Каждому родителю следует помнить – что первый источник развития детской речи это ваше с ним общение. Обязательно следует у ребенка спрашивать «Где ты был?», «Что ты делал?». Но при этом следует помнить и еще один момент, когда ребенок Вас спрашивает о чем либо, следует ем отвечать по возможности полным ответом!
И в заключении мне бы хотелось отметить что именно на основе разговорной речи у ребенка формируется связанная речь. Поэтому когда малыш о чем либо рассказывает, всегда следует поддерживать речевую активность, уметь выслушать его.