Оксана Верхошанская
Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь инструмент устного взаимодействия людей, словесного выражения мыслей а также восприятия информации. Через общение дети познают окружающий мир, развивают абстрактное мышление, кругозор и память. Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью. Так же важно чтобы говорили правильно и красиво. Чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро : быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Речь- это не прирожденный дар. Все начинается с детства… Давайте поближе познакомимся с нормами развития речи детей 3-4 лет. Не существует строгих ограничений, эти показатели являются строго индивидуальными. Словарный запас ребенка 3 лет составляет примерно 800-1000 слов. В норме к 4 годам он увеличивается до 2000 слов. В возрасте 3-4-х лет дети очень любознательны, активно изучают все, что их окружает. К этому времени они накопили достаточно знаний о различных предметах и явлениях, могут высказывать простые суждения о них и делать собственные умозаключения. Совершенствуются речевые навыки – речь усложняется, становится более понятной. Идет активное развитие способности к обобщению – дети начинают объединять несколько предметов, похожих по какому-либо признаку или назначению в одну группу. В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, числительные, союзы, местоимения, наречия, предлоги, частицы. Дети:
Публикация «Консультация для родителей „Особенности речевого развития детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- начинают говорить сложными предложениями;
- начинают группировать предметы (птицы, посуда);
- задают большое количество вопросов;
- употребляют некоторые предлоги и союзы;
- используют предложения, состоящие из 4-5 слов;
- стараются четко и правильно проговаривать слова, как взрослые;
- пытаются придумывать стихи и рифмы к словам, активно создают собственные словоформы;
- внимательно прислушиваются к новым для себя словам и звукам, стараются их воспроизвести;
- правильно употребляют глаголы в прошедшем времени;
- с удовольствием пересказывают сказку, мультфильм, который смотрели;
- понимают сложноподчиненные предложения;
- слушают длинные сказки и рассказы;
- обладают способностью разговаривать тихо или громко;
- способны выполнить просьбу, например, принести что-то, даже если предмет находится вне поля зрения;
- В речи детей 3-4-х лет могут сохраняться недостатки в произношении некоторых слов, особенно длинных и незнакомых, перестановка слогов, а также нечеткое произношение ряда звуков. Не совсем правильно строят предложения, переставляют слова.
В то же время уровень развития речи ребенка до 4 лет еще нельзя назвать высоким. В этом возрасте дети делают много грамматических речевых ошибок, не всегда могут составить понятный рассказ из связных предложений, а также могут неточно употреблять падежные окончания слов и предлоги. Также в речевом развитии ребенка до 4 лет часто наблюдаются проблемы с произношением. Дети 3–4 лет путают звуки, заменяют их похожими, а также довольно часто переставляют или заменяют слоги в словах. Речевой аппарат малыша недостаточно развит, чтобы справляться со сложными звуками, например, свистящими или шипящими («с», «ш», сонорными («р», «л»). Все эти недочеты считаются особенностями развития речи ребенка и не требуют специальной коррекции. На серьезные нарушения указывают другие признаки, например, когда ребенок путает названия частей тела или не может составлять даже самые простые предложения. Остальные небольшие недостатки речи (неразвитое произношение, грамматические ошибки) являются временными. Однако для их скорейшего устранения необходимо заниматься развитием речи ребенка. Задержка речевого развития затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние малыша. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяя ему полноценно общаться и играть со сверстниками. Эти проблемы можно успешно решить, если вовремя помочь ребёнку, регулярно использовать все способы стимуляции, развития и активизации речи. Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться. Также, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас детей, дают первоначальные математические представления и экологические знания, обогащают знания детей о собственном теле, воспитывают уверенность в себе, создают положительное эмоциональное состояние. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.