Елена Бикмурзина
Консультация для родителей «Особенности развития внимания и памяти у детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что внимание и память крайне важны для развития и обучения ребёнка.
Чтобы развитие внимания у детей 4-5 лет соответствовало норме, родителям необходимо знать основные свойства этого психического процесса. Это позволит при воспитании правильно расставить акценты. В этом возрасте ребёнок должен научиться отбирать нужную ему информацию и отбрасывать лишнюю. В его маленький мозг ежесекундно поступает огромное количество сигналов. И если у малыша в 3-4 года не начнёт формироваться внимание, которое выступает своеобразным фильтром, его мозг не избежит перегрузки, что негативно скажется впоследствии на его успехах в обучении. Эта функция обладает определёнными свойствами. Если их развитие не будет соответствовать возрасту, это приведёт к отклонениям в деятельности ребёнка.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности развития внимания и памяти у детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Консультации для родителей
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие памяти. Консультации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2024
• Объём. Если он маленький, невозможно одновременно сконцентрироваться на нескольких предметах, и тем более — удержать их в уме.
• Концентрация и устойчивость. Если они недостаточны, долго сохранять внимание, не ослабляя его и не отвлекаясь, невозможно.
• Избирательность. Без развития этого свойства дети не могут сосредоточиться на нужной части материала, необходимой для решения той или иной задачи, поставленной перед ними.
• Переключаемость. Если она плохо развита, трудно переходить с одного вида какой-нибудь деятельности на другой.
• Распределение. Без него ребёнок не сможет одновременно заниматься несколькими делами.
• Произвольность. Без её развития детям сложно сосредоточить внимание, если от него это потребуют.
Чтобы развитие внимания ребёнка в период с 3 до 5 лет соответствовало его возрастным особенностям, нужно целенаправленно работать над всеми выше перечисленными свойствами этой психической функции. Для этого есть специальные методики, игры, упражнения.
Родителям полезно знать о возрастных особенностях развития внимания у детей 3-4-5 лет.
Если в 3 года идёт развитие первоначальной формы произвольного внимания. Внимание в этом возрасте проявляется только в конкретных психических процессах: ребёнок всматривается, вслушивается, хочет отгадать загадку, пытается «читать» букварь, играет, увлеченно рисует. Малыш ещё не может быть внимательным как таковым;
То в 4 года наконец появляется полноценная способность направлять собственное внимание на конкретный предмет или деятельность по указанию взрослого, по его инструкции. Соответственно, начинается развитие всех свойств.
Наконец, в 5 лет у ребёнка возникает самая первоначальная, элементарная форма полноценного произвольного внимания;
• Он охотно и успешно играет в игры на внимание и память для детей 5 лет, выполняя все задания;
• способен составить простейшую самоинструкцию для собственного внимания и следовать ей;
• устойчивость формируется в активной деятельности, манипуляции предметами, в играх, при выполнении разных действий.
Вот такими темпами происходит развитие внимания детей 4-5 лет. В 3 года о формировании этой психической функции говорить ещё сложно, а через 2 года она уже должна соответствовать достаточно высоким критериям. Для того чтобы проверить, всё ли в порядке в этой области у вашего малыша, можно дать ему несколько несложных заданий на внимание.
• Найти одинаковые предметы на картинке, назвать их цвет.
• Нарисовать 2 домика, 2 зайчика. Прочертить от каждого зверька тропинку к отдельному домику так, чтобы они пересекались. Проследить глазами путь каждого зайки к его личному домику. Показать, где кто живёт. Трудно сделать это зрительно? Разрешается провести по дорожке пальчиком.
• Раскрасить геометрические и неправильной формы фигурки по образцу.
• Нарисовать контуры нескольких (примерно 3-4) различных предметов так, чтобы они накладывались друг на друга. Найти, какие предметы изображены.
• Найти отличия на картинке. При затруднении разрешаются наводящие вопросы.
Если дошкольник затруднился выполнить какое-нибудь из заданий, значит этому аспекту следует уделять больше времени. А для этого существуют специально разработанные игры на развитие внимания у детей 4-5 лет, которые будут ему и полезны, и интересны одновременно.
Так как внимание и память ребёнка 4 лет неразрывно связаны, очень полезно объединять игры на эти две функции мозга. Такие игровые занятия развлекут дитя, а попутно научат обращать внимание на что-то интересное и новое вокруг, что может пригодиться в дальнейшем.
«Интересная прогулка»
Во время прогулки полезно описывать все мелкие детали, встречающиеся на пути. Например, какие ярко-жёлтые листочки на деревьях, какой красивый манекен на витрине, как весело виляет хвостом собака или прыгает воробей. Больше разговаривайте с ребёнком.
«Комментатор»
Чем бы малыш ни занимался, предлагайте ему комментировать то, что он делает. Пусть он в подробностях рассказывает вам, что он делает пальчиками при лепке или как вырисовывает штрихи и линии на рисунке. До 4 лет придётся родителям делать это самим. А вот в 5 лет он уже сам сможет вам рассказывать обо всех своих действиях.
«Маленький сыщик»
Существует отлична игра в «Маленького сыщика». Взрослый в подробностях описывают ребёнку предмет, находящийся в комнате, не называя его. «Сыщик» сам должен отыскать его, угадая, о чём рассказывают. Начать нужно с общих черт, которые могут объединять загаданный предмет с другими. Потом постепенно сужать круг признаков. Чем раньше кроха угадает, тем лучше у него развивается внимание.
«Посмотри на меня»
Интересная и весёлая игра на развитие внимания «Посмотри на меня». Малыш должен внимательно посмотреть на маму 20-30 секунд, отвернуться и ответить на все мамины вопросы. Они могут быть самыми разными: «Какого цвета моя юбка?», «На мне висят бусы?», «Накрашены ли у меня губы?» Потом можно меняться ролями.
«Мешай мне»
Эта игра на развитие внимания достаточно сложная, но обычно очень веселит детей. Она учит не отвлекаться от своего основного занятия. Дошкольник рассказывает стихотворение (можно просто считать, а взрослый пытается всеми способами помешать ему, отвлечь.
Подобного рода игры на развитие внимания у детей позволят полноценно сформироваться данной психической функции. Это существенно облегчит жизнь малыша в дальнейшем, повысит его успехи в обучении, придаст уверенности в собственных способностях.