Екатерина Артамонова
Консультация для родителей «Особенности формирования представлений о финансовой составляющей в современной семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение финансовой грамотности невозможно без участия родителей. И конечно же свой первый экономический опыт ребёнок приобретает в семье. Именно в семье ребенок впервые попадает в финансовую действительность, получает о ней первое представление. На всех этапах изучения финансовой грамотности требуется поддержка ребёнка дома, в семье.
Публикация «Консультация для родителей „Особенности формирования представлений о финансовой составляющей в современной семье“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Нами было проведено анкетирование родителей, с целью проанализировать их компетентность в вопросе финансовой грамотности. Поскольку, чтобы чему-то научить ребёнка, нужно изначально самому быть «подкованным» в этой сфере.
В опросе участвовало 24 родителя.
Анкета для родителей группы «Рябинка».
1. Необходимо ли изучение финансовой грамотности для вашего ребёнка?
2. С какого возраста необходимо обучение экономики?
3. Знакомите ли Вы ребёнка с бюджетом вашей семьи?
4. Если Да, то каким образом Вы это делаете?
-объясняем откуда берутся деньги в семье
-объясняем, на что в первую очередь нужно потратить деньги
-ребёнок ещё мал для решения таких вопросов
-другое
5. Какие методы Вы применяете в изучении финансовой грамотности?
-игры
-чтение литературы с экономическим содержанием (сказки, рассказы)
-совместный просмотр мультфильмов с экономическим содержанием
-совместные походы в магазин, банк, аптеку
- нет времени этим заниматься
- этим должны заниматься педагоги
- другое
6. Как Вы считаете, Вы компетентны в вопросе финансовой грамотности?
7. Перечислите источники получения информации по финансовой грамотности?
-телевизор
-интернет
- книги, специальная литература
-другое
8. Объясняете ли ребёнку на доступном ему языке значение воды,газа, электроэнергии для человека?
9. Нуждаетесь ли Вы в советах воспитателя по экономическому воспитанию ребёнка?
10. Какими будут Ваши предложения по экономическому воспитанию?
Из данного анкетирования видно, что уже на начальном этапе появляются первые трудности.
Т. к 100 % опрошенных родителей считают, что для их ребёнка необходимо изучение финансовой грамотности, уже начиная с 4 лет, однако только 29 % из всех опрошенных родителей приобщают своих детей к миру экономики. Большинство считают себя, а это 55%, некомпетентными в этом вопросе. На вопрос знакомите ли Вы с семейным бюджетом своего ребёнка, конечно многие ответили, что объясняют откуда берутся деньги, но и нашлись такие, которые считают, что детям в силу их возраста знать это, не обязательно. И самое поразительное из этого опроса обнаружилось, что не один родитель, горя желанием обучить своего ребёнка финансовой грамотности, не применяет для этого такой метод обучения как игра. Однако у всех 100% имеется готовность советоваться и сотрудничать.
Из анкетирования был сделан вывод, что родители нуждаются в педагогической помощи, в ознакомлении специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в условиях семьи. Экономическая подготовка родителей позволит приобщить детей к миру финансовой действительности, формируя при этом правильные экономические представления.
Разберёмся, что же может стать ключевым моментом экономического воспитания в семье? Это прежде всего домашнее хозяйство, а именно домашние занятия родителей, профессии родных, бытовая техника в доме, а так же семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия, деньги и др. Отличным показателем этого будет являться то, что хорошо, если у ребёнка в семье имеются определенные постоянные обязанности (ухаживание за домашним животным, убирать свои игрушки и т. п).
Рассмотрим, к примеру такую проблемную ситуацию. Семья готовиться к юбилею бабушки. Кто отвечает за покупку продуктов, цветов? Кто готовит обед? Кто покупает подарок? Обязанности распределяются между всеми членами семьи : папа закупает продукты, мама готовит праздничный обед, дочка помогает сервировать стол, дедушка отвечает за подарок бабушке…В каждой семье найдется ситуация для совместной деятельности, где свою роль получит и ребенок, что позволит ему приобщиться к совместному труду в семье. Именно в семье на наглядном примере и опыте, в процессе совместной деятельности, ребёнку прививаются такие качества как-экономность, бережливость, умение заботиться о членах соей семьи, о себе.
Для того, что у детей сформировалось представление о взаимосвязи труд и деньги, родители должны знакомить их со своими профессиями, рассказать где они работают, чем примечателен их труд,и какое значение он имеет для своей семьи. Каждая семья приобретает необходимые для жизни товары, приобщение ребёнка к совместным покупкам-хорошая возможность научить его определять правильное назначение предметов и способам их использования. Например, выбирая в магазине посуду, следует обратить внимания малыша, с какой целью она выбирается, чтобы использовать ее каждый день для приготовления пищи, или же эта посуда (как например, ваза, сервиз) будет использоваться только по праздникам или в особых случаях. Как и для взрослого, для ребенка это ответственное занятие, участвуя в выборе приобретаемого товара, он чувствует за это ответственность, тем самым учится рационально распоряжаться деньгами, бережно относиться к вещам, ведь если к вещи неаккуратно относиться, она может разбиться, поломаться, а для её приобретения столько потрачено сил, времени и денег.
В дополнение к этому, помогает дошкольнику лучше усвоить финансовую грамотность объяснение необходимости в хозяйстве бытовой техники. Сейчас дети с раннего возраста разбираются в современных гаджетах, бытовой технике и относятся к ним как собой разумеющейся вещи. Ребенок наглядно видит, что применение бытовой техники намного облегчает домашний труд (стирка, помывка посуды, уборка) и экономит силы и время. Нужно только помочь ребёнку понять, что важно уважать чужой труд, ведь родители заработали на эту вещь упорным трудом, возможно сэкономили и купили. Нужно аккуратно и бережно относиться к бытовой технике, ведь это первые помощники в домашнем хозяйстве.
Очень важно так же привлекать детей к обсуждению семейного бюджета. Дошкольник часто становиться невольным слушателем обсуждений как спланировать доход, купить ту или иную вещь, не исключайте его участия в этом процессе. Через это ребёнок учится экономить, считаться с потребностями и желаниями других членов семьи.
А ведь еще А. С. Макаренко в своей работе «Лекции о воспитании детей» говорил о том, что уже в раннем детстве ребенка надо знакомить с основами товарно-денежных отношений. Антон Семенович считал: «Как можно раньше ребенок должен познакомиться с семейным бюджетом, знать заработок отца и матери, которые в свою очередь, должны привлекать сына и дочь к обсуждению семейных финансовых наметок».
И конечно же главным помощником в этом является -игра.
Существует множество игр с экономическим содержанием. В наше время не сложно приобрести настольные игры-бродилки, где по ходу игры нужно продвигаться по игровому полю и, например, зарабатывать монетки. Выигрывает не тот, кто пришёл к финишу первым, а кто заработал больше денег. Цель таких игр -раскрыть детям сущность понятия-прибыль, доход, конкуренция. Для того, чтобы родители расширили представление ребёнка о товаре, можно предложить ему игру «Давай положим в корзинку…». Раскладываются карточки с различным товаром, можно использовать игрушки, и дать ребёнку задание, выделив определённую сумму денег, например купить в магазине…продукты для обеда; подарок на день рождение другу, вещи необходимые для уборки дома. Дети охотно включаются в процесс такой игры, они учатся соотносить количество имеющихся денег с ценой товара, а так же выбирать товар по необходимости. На примере такой игры можно так же сформировать представление, что такое «бюджет», «доход», «расход».
Усвоение финансовой грамотности осуществляется при прочтении художественной литературы (произведения с экономическим содержанием, народный фольклор — это пословицы, поговорки и конечно же сказки). Сказка как литературный жанр с дидактическим потенциалом, играет одну из ведущих ролей в процессе формирования финансовой грамотности (Э. Успенский, В. М. Романов, О. И. Меньшикова и др.). В том числе и народные сказки, где экономические моменты представлены для детей в виде проблемных ситуаций. Их решение развивает мышление, познавательные навыки, логику, самостоятельность. В. Г. Белинский писал: «Первые впечатления могущественно действуют на юную душу: все дальнейшее ее развитие совершается под их непосредственным влиянием».
Повышает интерес ребёнка к изучению финансовой грамотности логические и арифметические задачи, различные задачи-шутки, которые сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, развивают фантазию и воображение, а также совместный просмотр и обсуждение с детьми мультфильмов, слайдов по финансовой грамотности, подготовленных исходя из возрастных ограничений.
Главное, что бы родители всегда помнили, что обучение финансовой грамотности должно происходить естественно и непринуждённо. Родителям раздаются памятки-буклеты по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников.
Только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых по обучению финансовой грамотности детей.