ольга васильева
Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей «Организация чтения художественной литературы»
Цель:
Активизировать работу дошкольного образовательного учреждения по приобщению воспитанников к книжной культуре, освоению детьми дошкольного возраста образовательной области «Речевое развитие».
Задачи:
Публикация «Консультация для родителей „Организация чтения художественной литературы“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2017
- Развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к художественной литературе.
- Воспитания у детей бережного отношения к книге, развитие познавательных и творческих способностей, кругозора, приобщение к миру любителей книг.
- Побудить родителей к развитию читательского интереса у детей, любви и бережного отношения к книге.
Консультация для родителей
«Организация чтения художественной литературы».
В настоящее время книга проигрывает неравную схватку с техническими средствами: телевизором и компьютером. Современные дети все чаще проводят свободное время за компьютерными играми, просмотром телепередач, особенно мультфильмов и все реже читают книги. И это объяснимо, чтение – это своего рода труд, при котором ребенок размышляет, воображает, вживается в образ. Что же касается технических средств – не надо прикладывать никаких усилий, не надо думать, воображать, просто сиди и смотри.
По словам Пушкина «Чтение - вот лучшее учение», так как именно с помощью книги ребенок открывает мир во всех его взаимосвязях и взаимозависимостях, начинает больше и лучше понимать жизнь людей, переживая и проживая прочитанное.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. В связи с этим очень важно формировать у детей понимание того, что книги – наши друзья.
Хочется отметить, что в работе с книгой выделяют следующие задачи:
1. Подбирать конкретные художественные произведения, исходя из особенностей детей.
2. КНИГУ НУЖНО ПОДБИРАТЬ чтобы книга смогла заинтересовать, удивить ребенка, смогла передать красоту и выразительность художественного слова;
3. Обеспечить время и обстановку для ежедневного;
4. воспитывать у детей привычку к сосредоточенному слушанию книги;
5. Обращаться к художественным произведениям при развертывании других форм совместной деятельности взрослого и ребенка.
Реализация развивающего потенциала художественной литературы зависит как от подбора текстов, так и от правильной организации.
1. Чтение художественной литературы должно быть ежедневным.
2. Время для чтения (всегда одно и тоже) должно быть определено в распорядке дня. Продолжительность чтения составляет 10 минут—во 2 младшей группе, 10-15минут — в средней группе, 15-20 минут — в старшей группе и 20-25 минут — в подготовительной группе.
3. Чтение должно проходить в непринужденной обстановке, каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим, это не вменяется ему в обязанность. Не желающие в данный момент слушать чтение обязательно соблюдают правило: заниматься делами тихо, не мешать остальным.
Читая книгу, родитель выступает как партнер детей по восприятию ее содержания; монотонное механическое чтение может отбить у детей охоту слушать даже самую интересную книгу.
Взрослый подбирает подходящие для своего ребенка художественные произведения. Определяет последовательность их чтения, руководствуясь принципом чередования: большие литературные формы для длительного чтения — малые литературные формы для непродолжительного. Также целесообразно чередовать стихотворные и прозаические произведения. В зависимости от интереса и пожеланий детей можно возвращаться к ранее прочитанным текстам.
Большие художественные произведения следует читать несколько дней подряд, так как дети должны иметь возможность «удержать» последовательность сюжетных событий, «вжиться» в воображаемый мир книги. Все это становится затруднительным, если тексты накладываются друг на друга или один и тот же текст читается с большим перерывом. Ежемесячно желательно читает детям 1-2 большие произведения.
В период между чтением двух больших художественных текстов используются короткие произведения. Это фольклорные и авторские сказки, реалистические рассказы. Здесь возможны сочетания нескольких текстов по жанрам или тематической направленности.
Родители не должен стремиться к обязательному обсуждению с детьми художественногопроизведения непосредственно после чтения. Обсуждения должны носить непринужденный характер. Они уместны после чтения, если у детей возникают вопросы и суждения относительно прочитанного, если воспитатель намерен использовать текст как смысловой фон, стимул для непосредственно следующей за чтением деятельности или видит необходимость сравнить коллизии текста с реальными событиями. Родитель может через некоторое время вспомнить с детьми прочитанные тексты, обсудить их при развертывании других видов деятельности, поскольку обращение к книге помогает стимулировать активность детей — осмыслить и прояснить какие-либо факты, события.
Принципы, которые легли в основу методической разработки:
• Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание методической разработки должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);
• Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• Строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
• Основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• Предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• Предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Предлагаю подбор литературы для чтения с детьми 5-6 лет
Е. Благинина «Одуванчик», «Мамин день», «Посидим в тишине».
А. Пушкин «Осень», «Уж небо осенью дышало»
Украинская народная сказка «Колосок».
Ю. Тувим «Овощи»
Я. Тайц «Про ягоды».
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Александрова «Родина»
К. Ушинский «Как рубашка в поле выросла».
Е. Чарушин «Что за зверь?»
Л. Н. Толстой «Лев и собачка», «Котенок».
Русская народная сказка «Зимовье».
С. А. Есение «Береза», «Поет зима – аукает».
И. С. Никитин «Встреча зимы»
Н. Носов «На горке»
М. Горький «Воробьишко»
Л. Н. Толстой «Птичка»
С. Маршак «Как печатали книгу?»
В. Маяковский «Эта книжечка моя про моря и про маяк».
«Что такое хорошо и что такое плохо».
С. Я. Маршак «Багаж».
Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
С. Маршак «Двенадцать месяцев».
В. Одоевский «мороз Иванович».
К. Чуковский «Черепаха»
Д. Р. Киплинг рассказы из книги «Книга джунглей»
Б. Житков «Про слона».
Н. Сладков «Во льдах».
Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».
В. Осеева «Просто старушка».
Д. Габе «Моя семья».
С. Маршак «Откуда стол пришел?».
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Дж. Родари «Какого цвета ремесла?»
«Чем пахнут ремесла?»
Александрова «Дозор».
В. Катаев «Цветик-семицветик»
М. Родина «мамины руки».
Г. Скребицкий «Апрель».
В. Бианки «Три весны».
Я Аким «Неумейка».
А. Шибарев «Почтовый ящик».
М. Пожарова «Маляры»
Г. Люшнин «Строители»
Е. Пермяк «Мамина работа».
А. Гайдар «Голубая чашка».
Бр. Гримм «Горшок каши».
Русская народная сказка «лиса и журавль».
С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое».
Ю. А. Гагарин «Вижу землю».
В. Бианки «Приключение муравьишки».
И. А. Крылов «Стрекоза и муравей».
К. Ушинский «Капустница»
Ю. Аракчеев «Рассказ о зеленой стране».
И. Токмакова «Каша»
Александрова «Вкусная каша».
А. Твардовский «Рассказ танкиста».
А. Митяев «Мешок овсянки».
М. Исаковский «Навек запомни».
С. Баруздин «Слава».
К. Симонов «Сын артиллериста».
Александрова «Родина».
К. Ушинский «Четыре желания».
А. Плещеев «Старик»
Александрова «Сарафанчик».