Комила Исакова
Консультация для родителей «Обучение творческому рассказыванию»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение творческому рассказыванию
Обучение монологической речи начинается со средней группы через обучение, прежде всего рассказыванию. Чтобы дети овладели грамотной речью, связными формами высказываний я поставила перед собой задачу: обучать детей родному языку. Это одна из важнейших задач личностного развития детей дошкольного возраста. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в период развития. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение творческому рассказыванию“» размещена в разделах
Обучение творческому рассказыванию необходима и интересна для детей и родителей, потому что наши воспитанники пойдут в школу. В школе дети пишут диктанты, сочинения. Овладев речью легко справятся с домашним заданием.
Рассказывание играет большую роль в нравственном развитии ребенка. Побуждая включать в повествовании факты, которые характеризуют взаимоотношения с друзьями.
При обучении рассказыванию формируются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, творческое воображение.
Образовательная область " Коммуникация " (Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования " От рождения до школы ") направлено на развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности. Программой предусматриваются разные виды рассказывания : описательные и сюжетные сочинения об игрушках, по картине, из личного опыта, творческие рассказы. Овладение каждым видом повествования идет постепенно, в определенной последовательности и осуществляется с опорой на предшествующий вид рассказывания.
Система обучения творческому рассказыванию рассчитана на три года (средняя, старшая, подготовительная к школе группы). В средней группе дети обучаются, прежде всего, описательным рассказам, постепенным переходом к небольшим сюжетным повествованиям. Старшие дошкольники упражняются в придумывании рассказов на предложенную или самостоятельно выбранную тему, по литературному образцу в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет произведения, или заменить сюжет, сохраняя героев произведения.
В подготовительной к школе группе дети упражняются в сочинениях по картине, изображающей пейзаж, и придумывании сказок с использованием отдельных выразительных средств данного жанра.
В средней группе обучаются рассказам по игрушкам, картинам и пересказу литературных произведений. Если ребенок научился хорошо описывать предметы и игрушки, надо научить его составлять повествовательный текст, придумывая интересный сюжет, активно вовлекая их в совместное рассказывание и игру-драматизации. Фонетические и грамматические упражнения могут легко и естественно перейти в составление совместного рассказа в контексте выбранной темы.
С целью активизации деятельности детей на занятиях использую приемы мотивации:
1). " Научить Незнайку придумывать сказки ", " Рассказать кукле Тане, какая она красивая, нарядная ", " Расскажите Медвежонку, что ему собираются подарить в день рождения ", " Петрушка просит детей научить его рассказывать. Благодарит за хорошее повествование ".
2). " Ваши рассказы запишем в красивый альбом, вечером его будут смотреть мамы, папы ", " Лучшие рассказы услышат малыши ".
Работоспособность детей пятого года жизни под влиянием специальных мотивационных установок изменяется на протяжении учебного года. На первых занятиях внимание детей привлекаю с помощью игрушек, игровых элементов. Данные приемы вызывают речевую активность дошкольников, желание выполнить указание воспитателя. Ответы детей чаще всего одно-двухсловные. Например: у меня в руке игрушка - Петушок. " Здравствуйте, дети, садитесь ", - говорит Петушок. Ребята быстро садятся на стулья и обмениваются впечатлениями: " Петушок! ", " Желтенький! ", " Крылешками машет! ".
" Как тебя зовут? " - спрашивает Петушок девочку и берет ее за руку. Ребенок с улыбкой отвечает.
Появление кукольного персонажа позволяет мне создать радостное настроение, сосредоточить их внимание на главном персонаже и целенаправленно провести его рассматривание.
" Кто к нам пришел? " - спрашиваю я. Ребенок, до руки которого дотрагивается кукла отвечает: " Петя ", " Хороший Петушок, желтый "; " Петушок - золотой гребешок "; " Хорошенький Петушок, пушистенький ", - при этом также ласково гладит куклу.
Ответы детей, отражающие внешние особенности персонажа, я обобщаю через ответы игрушки:
" Ко-ко-ко! Какие красивые слова вы про меня сказали. Спасибо! Только непонятно, какого я цвета? "
Дети отвечают: " Желтого. Весь, весь желтый "; " И красного "; " Желтого, а наверху красного ".
" Неужели я красного цвета? - удивляется Петушок. - Разве мой клюв красного цвета? "
" Желтенький, а бородка и гребешок красные ", - уточняют дети.
" Да, Петя, - говорю я, - сам ты весь желтый, пушистый, а гребешок и бородка (здесь я делаю паузу, чтобы дать возможность высказаться детям). красные ".
Создав эмоционально положительное отношение к персонажу, я продолжаю занятие:
" Чем смотрит петушок на вас? - Глазками - Какого цвета глазки? - Черного - Можно их сравнить с бусинками? - Да ".
Выделив характерные особенности персонажа, я подвожу детей к более сложной задаче - последовательному описание игрушки.
" Петушок хочет, чтобы вы по порядку описали его. Он слушает, даже голову наклонил ".
Ребенок ласково гладит игрушку и рассказывает : " Это петушок. А глазки у него как бусинки. Хорошенький, пушистенький. Гребешок у него красного цвета, а сам он и хвостик желтенькие ".
" Петушок очень доволен твоим рассказом. Ты описала его последовательно, по порядку. Кто еще хотел бы описать петушка? Это ему приятно ".
Аналогично можно рассматривать и описать зайчика, белку.
Мотивационные установки способствуют формированию интереса к рассказыванию и появлению одного - двух вариантов повествования. Например:
I вариант. " Куклу зовут Катя. Катя веселая. У нее голубые глаза и розовые щечки. У Кати светлые короткие волосы. Катя пошла на праздник. Надела платьице с белыми горошками. Платье красивое и нарядное. На ноги надела белые туфельки. Взяла с собой красные, желтые, синие шары. Настроение у нее было веселое, потому что на празднике всегда весело ".
II вариант. " У куклы Оли сегодня праздник. Она побежала покупать шарики и цветы. Кукла Оля надела красное платье с белыми горошками, а на платье есть белая полосочка. Кукла Оля веселая, у нее веселые глазки, голубые с длинными ресницами. Оля улыбается. Ей весело на празднике ".
В средней группе дети учатся составлять небольшие рассказы по картине и подводятся к составлению рассказов из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Например:
Картина " Собака со щенятами " (из серии " Домашние животные ", автор С. А. Веретенникова).
Я вывешиваю картину " Собака со щенятами ". После того, как дети в течение 2 -3 минут рассмотрели ее, спрашиваю: " Кто нарисован на этой картине? (Собака со щенятами). Что делает собака? Кто лежит около собаки? Что делают щенята? (Один щенок лежит около мамы - собаки, другой стоит и смотрит на воробьев). Какой щенок вам больше нравится? Расскажите про него. Теперь расскажите про другого щенка. ( При необходимости я подсказываю начало фразы: " Это щенок. "; " У него ушки. "; " Глазки. "; " Нос. "; " Лапы у щенка. "; " Хвост. ").
Щенки маленькие, а их мама - собака. (большая, лохматая).
Что в лапах у собаки? (Кость.)
Куда смотрят собака и щенки? (На воробьев.)
Где живут собаки? (В конуре.)
Кто принес еду собакам? Кто построил для них конуру? (Хозяин.)
Кто хочет рассказать о собаке со щенятами?
Ответив на вопросы по содержанию картины, дети рассказывают о своей собаке (или о той, которую они видели) : какая она, что делает, как с хозяином, какая у нее кличка.
Такие упражнения подводят детей к рассказыванию по нескольким сюжетным картинкам: один ребенок рассказывает начало истории, другой продолжает развивать сюжет по следующей картинке, а третий заканчивает изложение. Воспитатель помогает детям рассказывать при переходе от одной картинки к другой, предлагая слова - связки (" и вот тогда ", " вдруг ", " в это время "). Такие приемы закрепляют у детей представление о структуре связного рассказа (начало-середина-конец.) и развивают у них умение выстраивать сюжет.
Обучение рассказыванию должно предшествовать обучение грамматически правильной речи, ознакомление с художественной литературой.
Литература.
1. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития. М. ; Педагогический университет " Первое сентября ", 2010.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования " От рождения до школы ", под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. ; Мозаика - Синтез, 2012.
Рассказы детей.
Домашние животные
Это кошка. Зовут ее Мурка. Она серая, пушистая и ласковая. Мурка умеет ловить мышей, мурлыкать и лакать молоко. Я люблю ее гладит. Мне Мурка очень нравится.
Это корова. Ее зовут Буренка. У нее белый животик и черная спинка, на шее висит колокольчик. У Буренки добрые глаза, большие рожки и длинный хвостик. Она умеет мычать и любит свежую травку. Буренка нам дает вкусное и полезное молоко.
Это Лошадь. Она коричневая, большая и сильная. У нее нет рогов, а хвост длинный и красивый. Лошадь скачет быстро, любит овес, сено и умеет ржать. Она перевозит тяжести и помогает хозяину.
Зимние забавы
Мне нравится зима, потому что зимой много снега. Из снега можно слепить снеговика и построить снежную горку. Я очень люблю кататься на саночке, слепить снежки и побросать.