Надежда Дмитриева
Формирование первоначальных навыков связного говорения (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В своей работе активно использую методику в. К. Воробьёвой. Обучение рассказыванию предполагает понимание сказанного, развитие умения отвечать по поводу выполнения действия,развитие умения сообщать о выполнении задания. Только после этого надо обучать элементам связной речи. Связная речь- это самостоятельная речь, а не вопросно - ответная система.
Публикация «Формирование первоначальных навыков связного говорения (из опыта работы)» размещена в разделах
На первом этапе обучения мы учим детей ориентироваться в смысловых правилах построения рассказа. Учим детей на слух различать рассказ и не рассказ. Дети должны сформировать эталон связной цельной структуры. В. К. Ворбьёва предлагает использовать сопоставительные речевые упражнения. Они направлены на обучение ребёнка находить смысловые поломки и преодоление речевого стереотипа.
Перед детьми ставлю следующие задачи:
1) научить на слух различать образцы связной речи от таких образцов, которые не являются связной речью;
2) накопить в памяти ребёнка нормативные образцы связной речи, воспитывать первоначальный контроль.
На этом этапе учу детей опознавать образцы связной речи. Ребёнок должен уяснить, что тот образец речи, на основе которого можно представить себе какое - либо событие,т. е. случай, является рассказом. Использую наглядно-ориентировачные карточки:
C С (перечеркнуть, Р Р (перечеркнуть)
Лексический материал:
1. Сравнение рассказа с набором слов из него.
2. Сравнение рассказа с одним коммуникативно-слабым предложением.
3. Сравнение рассказа с бессмысленным набором предложений.
4. Сравнение рассказа с его деформированным вариантом.
5. Сравнение рассказа с его некомплектным вариантом.
6. Сравнение двух нормативных связных рассказов об одном и том же по-разному.
Объём рассказов не должен превышать объёма кратковременной памяти детей. Сопоставительные упражнения должны предъявляться через проблемную ситуацию.