Мадьянова Екатерина
Консультация для родителей «Обучение детей составлению описательного рассказа по мнемотаблице»
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из самых главных задач по развитию речи воспитанников дошкольного возраста является обучение связной речи, умению чётко, последовательно излагать свои мысли. Это необходимо для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Связная речь – это развёрнутые высказывания, которые позволяют человеку последовательно изложить свои мысли, сделав их понятными для других людей.
Публикация «Консультация для родителей „Обучение детей составлению описательного рассказа по мнемотаблице“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
При составлении различных по сложности высказываний, усиливается роль и значение самостоятельного оформления сюжета и подбора лексики, синтаксических конструкций, выразительных средств языка, т. к. отсутствуют готовые авторские формы. Это требует более высокого уровня интеллектуального и речевого развития, совершенствования всех познавательных процессов, а также усиленной и углубленной предварительной работы для составления рассказов.
Самым сложным видом рассказывания является описательный рассказ у детей дошкольного возраста.
Особенности описательного рассказа :
описательный рассказ не имеет сюжета;
у него отсутствует временная последовательность;
речь более образная, с большим количеством признаков предметов (прилагательных) и признаков действий (наречий);
Самым эффективным методом по обучению детей составлению описательных рассказов, является рассказ с опорой на мнемотаблицу. Использование таких схем и планов облегчает обучение воспитанников составлению описательных и сравнительных рассказов.
Выделим основные факторы, которые облегчают процесс становления связной речи у дошкольников:
1. наглядность (рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки и производимые с ними действия)
2. схема или план (где каждое звено высказывания последовательно сменяется другим).
Рассмотрим примерную структуру описательного рассказа :
название предмета или явления;
основные характерные признаки предмета или явления;
назначение предмета или явления и как с ним взаимодействовать;
какую пользу приносит;
отношение к данному предмету или явлению.
Далее уже приступаем к самой структуре плана:
1) кто это или что это?
2) внешний вид (форма, цвет, размер, материал и. т. д).
3) характерные признаки предмета или явления.
4) назначение (где используется, какую приносит пользу).
5) отношение к описываемому предмету или явлению.
Необходимо постоянно закреплять с воспитанниками полученные умения по составлению описательных рассказов дома, по дороге домой, в детский сад.