МААМ-картинки

Консультация для родителей «О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?»

Елена Павлова
Консультация для родителей «О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?»
▼ Скачать + Заказать документы

Умеет ли ваш ребенок отвечать на вопросы своих сверстников, взрослых, обращаться с вопросами к ним? Умеет ли логично и последовательно рассказывать про свою деятельность, увиденное, услышанное, пережитое? Составляет ли он сам рассказы, сказки? Все эти речевые навыки будут ему необходимы в школе.

Устная речь человека существует в двух формах: диалогической и монологической.

Для ДИАЛОГА характерны короткие неполные предложения; их полному пониманию помогают мимика, жесты, интонация.

В разговорной речи собеседники выступают как рассказчики и слушатели.

Публикация «Консультация для родителей „О чем говорить с ребенком в семье, Диалог или монолог?“» размещена в разделах

С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особенное значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.

Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: любая насмешка, обидное слово — и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями, или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой). Беседовать можно на разнообразные темы. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь, и т. д. А для детей 5-6 лет тематика бесед значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки.

Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.

Диалогической речью дети овладевают примерно в 5 лет. На 6-м году жизни её уже не достаточно, и ребенок сам старается рассказывать сказки, передать содержание просмотренных фильмов, т. е. пользуется монологической речью.

МОНОЛОГ — речь одного человека, последовательное изложение мыслей, описание действий, связанность рассказа.

Большинство детей в конце дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу., придумывать сказки на заданную тему.

Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу звать Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут её спать, кормят, одевают.

Потом берется другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последо-вательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?».

После 6 лет необходимо научить ребенка сравнивать и сопоставлять два, а потом и три предмета или картинки во время их описания. Можно предложить такие группы предметов и картинок: огурец, помидор, морковь; кошка, собака и т. д. При этом рекомендуется помогать ребенку вопросами.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задуман, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посредине комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое? А теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать».

Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке.

Детям 6-7 летнего возраста необходимо предложить самостоятельно составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет, или рассказать от своего лица.

Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества — составление рассказов по трём-четырём опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения».

«Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, а девочки — на санках с высокой горы. Вот вышли Алёнка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей».

Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, собирал грибы. Вдруг он услышал, где-то близко заревел медведь.»

Любимым жанром детей являются сказки, содержание которых они с большим удовольствием пересказывают, по-своему перестраивая начало и конец.

Литература:

1. Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей» - М., 1999г.

2. Арушанова А. Г., Дурова Н. В., Иванкова Р. А., Рычагова Е. С. Истоки диалога — М. 2004г.

3. Лосев П. Н. «Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет» - М. : ТЦ «Сфера» 2005г.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «О чем нельзя говорить при ребенке» Сплетни, сплетни, сплетни: это действительно интересный вопрос - о чем нельзя говорить при ребенке. Даже если мы стараемся совсем не обсуждать.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, или Несколько идей, чем занять ребенка» «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ИЛИ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ, ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА». 1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида.

Консультация для педагогов «Культура речи педагога, или Искусство говорить с детьми» Существует много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи, и я остановилась на понравившемся афоризме,.

Консультация для родителей «Чем заняться в выходные или непогоду» Вечный вопрос работающих родителей — чем занять ребёнка в выходные или непогоду. Да ещё так, чтобы время прошло не впустую, а чему-то научились,.

Консультация для родителей «Игры на кухне, или Как совместить работу по дому с общением с ребенком» Консультация для родителей детей младшего возраста «Игры на кухне. Или как совместить работу по дому с общением с ребенком» Воспитатель:.

Консультация для родителей «Как говорить с ребенком, чтобы развивать его речь» Речь - зеркало психики. Для развития речи необходимо полноценное развитие эмоций, интеллекта, личности в целом. И здесь огромное значение.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание в семье. Виды музыкальной деятельности в семье» МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать,.

Консультация для родителей «Ссоры родителей. Монолог малыша» Дорогие мама и папа! Вчера вы поругались. Вы совершенно забыли в этот момент про меня. Я тихо сидел, играл со своими любимыми игрушками,.

Консультация для родителей «Рисуем музыку, или Музыка в общении с ребенком» Музыка в общении с ребенком Музыка дарит и родителям, и детям радость совместного творчества, насыщает жизнь яркими впечатлениями. Не обязательно.

Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить» И. С. Хлябич Воспитатель МДОУ «Детский сад №157» Пальцы помогают говорить Чтобы научить ребенка говорить, необходимо не только тренировать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?»
Опубликовано: 30 декабря 2018 в 19:03
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «О чем говорить с ребенком в семье. Диалог или монолог?»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Павлова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД