Галия Саттарова
Консультация для родителей «Нужно ли знакомить ребенка с деньгами»
▼ Скачать + Заказать документы
Нас, взрослых людей, часто беспокоят материальные проблемы: питание, одежда, обучение, лекарства, коммунальные платежи и т. д. - всё это требует больших затрат. Волнующие нас проблемы замечают и дети. Постепенно у детей формируется собственное отношение к деньгам. «Нужно ли ребёнка знакомить с семейным бюджетом?» Оканчивая начальную школу, дети должны иметь представление о семейном бюджете. Начинать посвящать детей в этот вопрос можно уже в старшем дошкольном возрасте. Рассказывайте детям о том, какие расходы у вас имеются: питание, одежда, коммунальные платежи, мобильная связь, интернет, праздники, поездки в отпуск, лечение и обучение, хобби и другие. Современные дети легко ориентируются в окружающей действительности, и важно обсуждать с ними материальные вопросы. Необходимо объяснить, что есть в семейном бюджете расходы, которые нельзя сократить: траты на питание, обучение, коммунальные платежи. Но и есть расходы, которые можно уменьшить или увеличить. Сделать выбор: купить в этом месяце понравившиеся гаджеты, игрушки, либо сделать ремонт в ванной. Через год дети пойдут в школу, и у них возникнет первая серьёзная материальная ответственность. Вы, родители, приобретаете для ребёнка много школьных принадлежностей: форму, школьный ранец, ручки, тетради, карандаши и другие канцелярские принадлежности. Объясните эти затраты, ведь это часть семейного бюджета. Совместная покупка школьных принадлежностей – это лучший способ научить ребёнка рационально расходовать деньги: дети будут хорошо знать, что им требуется для занятий в школе; смогут составить список необходимых покупок; в магазине вы сможете научить детей выбирать запланированные товары соответствующей цены и качества; дети смогут почувствовать себя взрослыми, появится чувство ответственности; затем дети смогут самостоятельно выбрать и купить школьные принадлежности. Пусть ребёнок сам в магазине выберет канцелярские принадлежности, а Вы посоветуйте, что лучше выбрать и купить. Научите ребёнка при выборе покупок сверяться с предварительным списком и не покупайте то, чего нет в списке. В процессе выбора товаров обратите внимание ребёнка на то, что аналогичные предметы имеют разную стоимость, покажите способы экономии. Если ребёнку очень понравилась дорогой красивый пенал, то предложите купить его при условии, что ручки или тетрадки, которые ему также необходимы, вы приобретёте более дешёвые, чем планировалось, тогда вы не выйдете за рамки оговоренной суммы. Научите ребёнка не выбирать для покупки самые дешёвые или самые дорогие товары. Объясните, что вещи с совсем низкой ценой, не всегда качественные и быстро приходят в негодность. А слишком дорогие покупать неразумно, потому что жизнь письменных принадлежностей недолговечна. Научите ребёнка планировать и делать покупки на примере совместного приобретения школьных принадлежностей; на доступном уровне обрисуйте, из чего складываются расходы семейного бюджета; активно включайте ребёнка в обсуждение расходов семейного бюджета – это поможет ему избежать ошибок во взрослой самостоятельной жизни. «Нужны ли ребёнку карманные деньги?» Деньги на карманные расходы давать надо, но нужен разумный и грамотный подход. «Когда начинать снабжать ребёнка карманными деньгами?» Эта потребность возникает, как только ребёнок начинает ходить в школу и самостоятельно передвигаться по городу. Когда вы принимаете решение обеспечить своего ребёнка карманными деньгами, обязательно побеседуйте с ним о том, что ему нужно быть внимательным, аккуратным и ответственным. Надо с самого начала объяснить: нельзя оставлять деньги без присмотра; давать их в долг или занимать у других детей; никогда не играть на деньги. Выдавать деньги на карманные расходы лучше с чёткой периодичностью, оптимальный срок – неделя. Говорите с детьми о том, что они купили на полученные от вас деньги. Можно научить ребёнка откладывать деньги, на значительную вещь, а не тратить на мелкие ненужные предметы. Приятно, когда ребёнок на скопленные деньги покупает подарки членам семьи. Это придаёт ему взрослости, уверенности в себе. Не наказывайте ребёнка за что – либо лишением карманных денег, это может привести к негативным последствиям - спровоцировать желание добыть их другим путём. Обязательно контролируйте, на что ребёнок расходует деньги. Беседуя с ребёнком о прожитом дне, поинтересуйтесь, покупал ли он что - то, сколько денег у него осталось. Задача взрослого - построить доверительные отношения, чтобы ребёнок рассказывал сам, на что он тратит деньги. Вы должны быть в курсе событий и представлять себе, какая сумма денег находится в распоряжении у вашего ребёнка. Начиная давать деньги на карманные расходы, учтите основные моменты процесса становления финансовой самостоятельности вашего ребёнка. «Нужно ли премировать детей? Если да, то за что и как?» В формировании навыков хорошего поведения предпочтительны моральные поощрения. Необходимо стимулировать ребёнка за успехи и достижения в творческих и спортивных занятия, используя и моральные, и материальные стимулы. Премия - не только денежное вознаграждение, но и подарки. Если ребёнок проявляет большой интерес и сильное желание заняться чем – то, важно его поддержать, в том числе и материально. Возможно, это станет увлечением на всю жизнь или даже будущей профессией. В любом случае затраченные деньги пойдут на пользу вашим детям. Нельзя платить ребёнку за помощь по дому. Ведь внутри семьи у всех равные права и обязанности. Не «покупайте» хорошее поведение у детей. Карманные деньги должны стать элементом финансовой грамотности, обучать основам которой следует с самого раннего возраста. Давая деньги ребёнку, позволяя их бесконтрольно тратить, в будущем, ребёнок, став взрослым, так и не научится ими правильно распоряжаться.
Публикация «Консультация для родителей „Нужно ли знакомить ребенка с деньгами“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Консультации для родителей
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Консультации для родителей
- Темочки
Список литературы
Для дошкольников:
1. «Волшебный банкомат» Попова Т., Булавкина А. Книга для дошкольников о приключениях Кати и Сережи. Книга имеет игровую форму, рассказывает о том, откуда берутся деньги и как с ними правильно обращаться.
2. «Книга будущего миллионера: богатство и бедность, золото и деньги, твои личные деньги» Д. Бейли. Это энциклопедия для детей, где собрано множество понятий о деньгах и всем, что с ними связно. Она научит детей не только финансовой грамотности, а также таким понятиям, как помощь и сострадание к людям, лишенных материальных благ.
Для младших школьников:
3. «Финансовая грамотность» С. Федин
Первая часть книги рассказывает об основных экономических понятиях: деньги, история их появления, настоящие и поддельные деньги, как деньги менялись с течением времени. Вторая часть книги рассказывает о семейном бюджете: откуда берутся деньги у родителей, куда они их тратят, как можно научиться копить и планировать большие покупки.
4. «Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем» А. Воронина, Т. Воронина, Т. Попова.
Книга рассказывает о деньгах разного достоинства, учат их делению на более мелкие деньги. Кроме того, в книге затронуты вопросы осмотрительного отношения к деньгам, вопросы безопасности в финансовой сфере.
Для родителей:
5. «Как научить ребёнка обращаться с деньгами» Д. Годфри
Книга об основных навыках, которыми должен овладеть ребенок с 5 до 18 лет: научиться экономить, вести счёт деньгам, добиваться достойной оплаты труда, тратить с умом, говорить о деньгах, жить по средствам, вкладывать деньги, быть предприимчивым, возвращать долги и изменять мир. В этой книге описаны приёмы, которые помогут ребёнку постепенно узнавать о деньгах и учиться управлять ими.