Марина Машкова
Консультация для родителей «Нормы речевого развития ребенка 4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный период (3 — 7 лет) является одним из главных в речевом развитии ребенка. Но первые значительные изменения, родители замечают уже после первого года жизни в детском саду (как правило, к четырем годам). Это связано с тем, что у ребенка изменился круг общения, возросла познавательная активность, появилась острая потребность в речи. Но, все-таки, речь ребенка этого возраста еще не совершенна. Давайте подробнее рассмотрим, что должен и чего не должен уметь ребенок четырех лет.
Публикация «Консультация для родителей „Нормы речевого развития ребенка 4 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
Звуковая сторона речи у детей четвертого года жизни продолжает активно формироваться. К этому возрасту закрепляются в речи свистящие звуки [с, з], появляются шипящие звуки [ш, ж, щ]. В связи с тем, что шипящие звуки только входят в активную речь ребенка, могут наблюдаться непостоянные смешения их со свистящими звуками, например санки-шанки, шишки-сыски. Если замены являются постоянными, стоит задуматься — различает ли ребенок эти звуки на слух. Может сохраняться дефект смягчения свистящих и шипящих. Не является нарушением нормы отсутствие звуков [ц, ч, л, л', р, р']
Слоговая структура. Работа органов артикуляции все еще продолжает совершенствоваться, поэтому может нарушаться произношение многосложных слов и слов со стечением согласных, в основном это выражается в перестановках и пропусках звуков, либо слогов.
Словарь. Согласно данным ученых к 4 годам словарь ребенка должен составлять от 1600-2000 слов. Появляются наречия (далеко, рано, поздно, сзади, скоро, некоторые числительные, все чаще встречаются местоимения. Увеличивается количество существительных и глаголов. Появляются и активно расширяются обобщающие слова, названия материалов (глина, бумага, физические качества (холод, гладкий, свойства (бьется, ломается, слова, обозначающие ориентировку во времени и пространстве (утро, вечер, потом, сначала, назад, вперед).
Грамматическая сторона речи также продолжает совершенствоваться. Начинает формироваться процесс словообразования (словотворчество). Дети, уже способны правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже (в единственном числе, употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за. При этом вариантом нормы для этого возраста считаются ошибки при согласовании существительных среднего рода с прилагательными (красная кресло, синяя полотенце) по аналогии с предыдущим высказыванием, неправильные падежные окончания существительных во множественном числе родительном падеже (много ухов/ух - ушей, много машинов — машин, склонение несклоняемых существительных (без пальта).
Связная речь. К четырем годам дети способны формулировать простые предложения из 4-5 слов. Отмечаются первые структуры сложных предложений ("Мы пойдем гулять, а бабушка будет дома"). В конструкции этих предложений пока еще могут допускаться ошибки в виде пропуска и перестановки слов, пропуска и замены союзов. В четыре года дети начинают составлять первые небольшие рассказы-описания, например о любимых игрушках, либо по знакомым картинкам, сюжет которых интересен и хорошо знаком детям. Они с удовольствием заучивают стихотворения, потешки, скороговорки.
Конечно, не у всех детей речевое развитие строго соответствует определенным рамкам. Отмечается, что у девочек допускается расхождение с нормой до 3-х месяцев, у мальчиков до 5 месяцев. Важно, чтобы родители не просто ждали, когда же ребенок наконец заговорит красивым, чистым языком, но и всевозможно способствовали этому.
Чем же родитель может помочь своему ребенку?
Во-первых, очень важно следить за тем, как вы сами разговариваете. У детей с самого раннего возраста формируется чувство языка, т. е. закладывается пассивный словарный запас, основы словообразования, ударения, согласования слов в предложении, употребление предлогов и многое другое. Все это формируется на основе той речи, которую ребенок слышит вокруг себя, соответственно, если речь окружающих не соответствует языковой норме, речь ребенка будет нуждаться в коррекции.
Во-вторых, как бы это банально не звучало, с ребенком необходимо разговаривать, и делать это как можно чаще. Причем, не обязательно целенаправленно выделять этому определенное время, можно завязать интересный разговор с ребенком идя домой из магазина, либо детского сада. Но суть разговора должна быть не о том, что ребенок кушал и как спал, а о том, что ему на самом деле интересно, например, о встретившейся взъерошенной кошке или красивом ярком листике, ведь все, что взрослым кажется обыденным и скучным, для ребенка может иметь очень большой интерес.
В-третьих, детям обязательно нужно читать. Выбирать при этом самые разнообразные тексты – сказки, рассказы, небылицы, шутки и т. д., старые, современные, народные, авторские, зарубежные и т. д. Чем разнообразнее будут книги, выбранные вами для чтения, тем шире будет словарный запас вашего ребенка.
В-четвертых, не стоит забывать о различных упражнениях, способствующих развитию и активизации артикуляционного аппарата.
Но бывает, что родители прилагают все усилия, выполняют все вышеперечисленное, но речь ребенка все же вызывает серьезные опасения. В таком случае необходимо обратиться к специалистам. Они проведут комплексное обследование ребенка и предложат варианты дальнейших действий.