Ирина Загорюк
Детская речь. Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями.
Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.
Публикация «Детская речь, Что следует знать воспитателю об отклонениях от „нормы“ речевого развития и их причинах» размещена в разделах
Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много : наблюдение за «речевым поведением, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.
Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы» : игрушки, дидактические пособия, картинки, репродукции и т. д.
Перед обследованием какой-либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает план общения, включает ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую и т. д., требующую актуализации определенных умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, материалы, тестовые (оценивающие) задания и вопросы.
Обычно подобная работа проводится в дошкольных учреждениях в начале учебного года, в середине и в конце.
Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любое обследование детской речи предполагают знание возрастных «норм», т. к. это является точкой отсчета для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений, так и опережений в развитии речи. Эти нормы изложены в «Программе», в разделе «Развитие речи» как характеристики того объема речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту. Однако следует учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, нет жестких границ. В связи с этим главная задача воспитателя – помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т. е «нормы», не забывая при этом про индивидуальный подход.
Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах?
Воспитатели неспециализированных детских садов, т. е. общеобразовательных групп, сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового «стандартного» ребенка, помочь ребенку, страдающему речевым нарушением. Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (неумение слушать и пересказывать услышанное) и т. д.
Тем не менее, воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя направить его к логопеду или дефектологу.
Педагогам (родителям) следует обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2- 4 лет :
1. совсем не говорит;
2. начал говорить со значительным опозданием;
3. развитие речи остановилось на одном уровне;
4. ребенку 3 года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна или мало понятна окружающим;
5. ребенку 4 года, но его речь грамматически не оформлена;
6. ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как бы задыхается);
7. Говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.
Логопед Т. А. Ткаченко, характеризует «Недоразвитие речи» как «форму речевой аномалии, при которой у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, и грамматика».
Формы отклонений от речевой нормы у детей от 5- 6 лет :
1. наблюдается смешение при восприятии на слух и при произношении близких в акустическом и артикуляционном плане звуков: (с-ш, (з-ж, (р-л, (ч-ть, (ч-щ, (ч-ц, (сь-щ);
2. словарный запас наполнен, однако отстает от возрастной нормы качественно и количественно (затруднения в подборе родственных слов, синонимов, антонимов, прилагательных);
3. грамматическое оформление речи неряшливо, дети не могут построить сложноподчиненное предложение;
4. связная речь несовершенна, рассказы непоследовательны, состоят из простых предложений.
Напоминаю: педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз и самостоятельно исправлять, корригировать речь. Он должен рекомендовать родителям обратиться к специалистам.
Воспитатели должны иметь представления и об основных причинах отклонений в развитии детской речи. Логопед Т. А. Ткаченко свела их к пяти группам:
1. наследственные факторы : умственная отсталость, психические заболевания, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребенка;
2. осложнения беременности: вирусные инфекции, ушибы живота, стрессы, вредные привычки;
3. особенности родов: стремительные или затяжные; осложненные (кесарево сечение, щипцы, вакуума и т. д., приведшие к травме плода;
4. заболевания ребенка в первые 2 года жизни: дизентерия, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и т. д. ;
5. влияние среды общения: психотравмирующие ситуации, социально-бытовая запущенность, педагогическая запущенность, билингвизм (двуязычие) в семье.
Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».
К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:
1. очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;
2. стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;
3. предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;
4. не реагируют на слова, если не видят говорящего;
5. не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.
Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять к специалисту (отоларингологу, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3 лет) может оказаться безвозвратно потерянным.
Специфика проведения педагогического обследования детской речи.
Как уже говорилось, результаты и качество выполнения ребенком тестовых заданий будут зависеть от того, насколько естественно и раскованно он себя чувствует. Поэтому обследование должно проводиться в режиме индивидуального диалога, в атмосфере доброжелательности, поощрения ребенка, руководствуясь возрастными особенностями детской речи и программными задачами. Педагогическое обследование включает 4-ре этапа.
Первый этап – подготовительный. Воспитатель знакомится с предлагаемыми задачами – тестами; готовит необходимые атрибуты, материал, которые будут использованы при обследовании. Планирует удобное время для бесед, наблюдений, общения с детьми.
Второй этап – обследование. Оно как правило проводиться по частям (в течении нескольких недель, обычно 2-х) в удобное для ребенка и педагога время: на прогулке, во время свободной деятельности детей и т. п.
Третий этап – анализ результатов обследования, оформление выводов в виде таблиц, графиков.
Четвертый этап – обобщение результатов обследования и использование их в дальнейшей работе.
Следует помнить : любое оценивание – условно, главная задача обследования – контроль за развитием каждого ребенка и своевременная помощь ему.
Список использованной литературы:
1. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. С-П., 1998
2. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. М., 1980
3. Журнал «Ребенок в деском саду» №2 –3 2004г.