Папки-передвижки

Детская речь. Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах

Ирина Загорюк
Детская речь. Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах
▼ Скачать + Заказать документы

В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. К сожалению, не все дети в достаточной степени овладевают необходимыми для школы речевыми умениями.

Отслеживая динамику речевого развития ребенка, можно вовремя оказать ему помощь, обратить внимание родителей на речевые проблемы, а в случае явного несоответствия возрастным «нормам» порекомендовать обратиться к логопеду или дефектологу.

Публикация «Детская речь, Что следует знать воспитателю об отклонениях от „нормы“ речевого развития и их причинах» размещена в разделах

Доступных и простых методов педагогического обследования детской речи довольно много : наблюдение за «речевым поведением, беседы, анкетирование родителей, изучение продуктов детской речевой и неречевой деятельности, ознакомление с условиями жизни в семье, проведение несложных экспериментов в виде специальных заданий, упражнений или дидактических игр.

Для обследования речевого развития детей необходимы так называемые «стимульные материалы» : игрушки, дидактические пособия, картинки, репродукции и т. д.

Перед обследованием какой-либо из сторон речи педагог обычно обдумывает и разрабатывает план общения, включает ребенка в естественную для него деятельность (игровую, конструктивную, трудовую и т. д., требующую актуализации определенных умений и навыков. Для каждого возраста подбираются свои игры, материалы, тестовые (оценивающие) задания и вопросы.

Обычно подобная работа проводится в дошкольных учреждениях в начале учебного года, в середине и в конце.

Умение контролировать речь ребенка – необходимое профессиональное качество воспитателя, но любой контроль, любое обследование детской речи предполагают знание возрастных «норм», т. к. это является точкой отсчета для определения всех проявлений – как отклонений (отставаний, различных нарушений, так и опережений в развитии речи. Эти нормы изложены в «Программе», в разделе «Развитие речи» как характеристики того объема речевых умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть к определенному возрасту. Однако следует учитывать, что темпы овладения родной речью у разных детей различны, поэтому понятие «норма» довольно растяжимо, нет жестких границ. В связи с этим главная задача воспитателя – помочь ребенку достигнуть среднестатистических показателей, т. е «нормы», не забывая при этом про индивидуальный подход.

Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах?

Воспитатели неспециализированных детских садов, т. е. общеобразовательных групп, сталкиваясь с серьезными отклонениями в развитии детской речи, осознают, что они не в состоянии педагогическими методами и приемами, рассчитанными на обучение здорового «стандартного» ребенка, помочь ребенку, страдающему речевым нарушением. Воспитатель имеет возможность откорректировать лишь то, что является следствием педагогических упущений: пробелов в домашнем воспитании (неумение слушать и пересказывать услышанное) и т. д.

Тем не менее, воспитателю необходимо иметь некоторые представления о наиболее часто встречающихся отклонениях, чтобы случайно не навредить ребенку и вовремя направить его к логопеду или дефектологу.

Педагогам (родителям) следует обратить внимание на следующие формы отклонений от речевой нормы у детей от 2- 4 лет :

1. совсем не говорит;

2. начал говорить со значительным опозданием;

3. развитие речи остановилось на одном уровне;

4. ребенку 3 года, но многие звуки он выговаривает неправильно, его речь непонятна или мало понятна окружающим;

5. ребенку 4 года, но его речь грамматически не оформлена;

6. ритм речи и дыхание не совпадают (ребенок как бы задыхается);

7. Говорит очень торопливо и сбивчиво, проглатывая слоги и слова.

Логопед Т. А. Ткаченко, характеризует «Недоразвитие речи» как «форму речевой аномалии, при которой у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: фонетика, лексика, и грамматика».

Формы отклонений от речевой нормы у детей от 5- 6 лет :

1. наблюдается смешение при восприятии на слух и при произношении близких в акустическом и артикуляционном плане звуков: (с-ш, (з-ж, (р-л, (ч-ть, (ч-щ, (ч-ц, (сь-щ);

2. словарный запас наполнен, однако отстает от возрастной нормы качественно и количественно (затруднения в подборе родственных слов, синонимов, антонимов, прилагательных);

3. грамматическое оформление речи неряшливо, дети не могут построить сложноподчиненное предложение;

4. связная речь несовершенна, рассказы непоследовательны, состоят из простых предложений.

Напоминаю: педагог, заметив отставание в сроках и темпах речевого развития ребенка, не имеет права ставить диагноз и самостоятельно исправлять, корригировать речь. Он должен рекомендовать родителям обратиться к специалистам.

Воспитатели должны иметь представления и об основных причинах отклонений в развитии детской речи. Логопед Т. А. Ткаченко свела их к пяти группам:

1. наследственные факторы : умственная отсталость, психические заболевания, некоторые гормональные расстройства, имевшие место у родителей ребенка;

2. осложнения беременности: вирусные инфекции, ушибы живота, стрессы, вредные привычки;

3. особенности родов: стремительные или затяжные; осложненные (кесарево сечение, щипцы, вакуума и т. д., приведшие к травме плода;

4. заболевания ребенка в первые 2 года жизни: дизентерия, пневмония, отиты, сотрясения и ушибы мозга, менингиты и т. д. ;

5. влияние среды общения: психотравмирующие ситуации, социально-бытовая запущенность, педагогическая запущенность, билингвизм (двуязычие) в семье.

Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».

К отставанию в развитии всех сторон речи (фонетической, грамматической, лексической) часто приводит понижение слуха. Воспитателям следует знать некоторые особенности речевого поведения детей с ослабленным слухом:

1. очень внимательно смотрят на рот говорящего, «ловят» глазами артикуляцию, мимику;

2. стараются подойти к говорящему очень близко и не отводить глаз;

3. предпочитают смотреть, трогать, не любят слушать;

4. не реагируют на слова, если не видят говорящего;

5. не любят говорить, а если говорят, то громко и невнятно, путая окончания.

Детей с подозрением на нарушение слуха следует своевременно направлять к специалисту (отоларингологу, иначе сензитивный период становления речи (возраст до 3 лет) может оказаться безвозвратно потерянным.

Специфика проведения педагогического обследования детской речи.

Как уже говорилось, результаты и качество выполнения ребенком тестовых заданий будут зависеть от того, насколько естественно и раскованно он себя чувствует. Поэтому обследование должно проводиться в режиме индивидуального диалога, в атмосфере доброжелательности, поощрения ребенка, руководствуясь возрастными особенностями детской речи и программными задачами. Педагогическое обследование включает 4-ре этапа.

Первый этап – подготовительный. Воспитатель знакомится с предлагаемыми задачами – тестами; готовит необходимые атрибуты, материал, которые будут использованы при обследовании. Планирует удобное время для бесед, наблюдений, общения с детьми.

Второй этап – обследование. Оно как правило проводиться по частям (в течении нескольких недель, обычно 2-х) в удобное для ребенка и педагога время: на прогулке, во время свободной деятельности детей и т. п.

Третий этап – анализ результатов обследования, оформление выводов в виде таблиц, графиков.

Четвертый этап – обобщение результатов обследования и использование их в дальнейшей работе.

Следует помнить : любое оценивание – условно, главная задача обследования – контроль за развитием каждого ребенка и своевременная помощь ему.

Список использованной литературы:

1. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. С-П., 1998

2. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для воспитателя дет. сада. М., 1980

3. Журнал «Ребенок в деском саду» №2 –3 2004г.

Публикации по теме:

Детская адаптация. Что нужно знать родителям при поступлении ребёнка в детский сад Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» Консультация на тему: «Детская адаптация. Что нужно знать родителям.

Консультация для родителей и педагогов «Что нужно знать родителям о причинах нарушений речи у детей» ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ПРИЧИНАХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ К возникновению речевой патологии могут привести различные неблагоприятные.

Консультация для родителей «Особенности развития детей 3–4 лет. Что следует учитывать родителям» Возрастные особенности детей 3-4 лет в соответствии с требованием ФГОС В яслях к малышам требований не было, их всему обучали. А вот к детям.

Консультация для родителей «Возрастные нормы развития детей 4–5 лет» Дети 4–5 лет социальные нормы и правила поведения все еще не осознают, однако у них уже начинают складываться обобщенные представления о.

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя — основной источник речевого развития детей в детском саду» Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 96» г. Нижний Новгород Суркова О. А. Консультация для воспитателей «Речь воспитателя - основной.

Особенности и нормы речевого развития у 2–3-летних детей Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей Главной особенностью детской речи в означенном возрасте является её явная зависимость.

Особенности речевого развития при задержке психического развития Саратовская область г. Энгельс МДОУ «Детский сад № 81» Воспитатель: Коншина А. Н. Анатация: Речевая деятельность детей с задержкой психического.

Памятка для родителей «Показатели развития: что должен знать и уметь ребенок в 3 года» Речевые навыки Речь ребенка к 3 годам кардинально меняется. Словарный запас составляет около 1,5 тысяч слов, активно используется из них.

Советы логопеда «Возрастные нормы речевого развития детей» Учитель-логопед Олешко Анна Эдуардовна. Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи.

Стадии психосексуального развития по Фрейду. Что важно знать родителям! Поговорим немного о стадиях психосексуального развития ребёнка (по Фрейду) Современные родители знают, какое огромное влияние они оказывают.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детская речь. Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах
Опубликовано: 6 декабря 2018 в 12:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детская речь. Что следует знать воспитателю об отклонениях от «нормы» речевого развития и их причинах» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Загорюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД