Приложение МААМ

Консультация для родителей «Задержка речевого развития»

Лариса Каменчук
Консультация для родителей «Задержка речевого развития»
▼ Скачать + Заказать документы

В последнее время явное недоразвитие или вообще отсутствие речи у 3-4-летних детей становится все более серьезной проблемой для родителей и педагогов. Задержка речевого развития - отставание речевого развития ребенка от возрастной нормы в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития овладевают навыками речи так же, как и другие дети, но значительно позже.

Публикация «Консультация для родителей „Задержка речевого развития“» размещена в разделах

Чем раньше родители обратят внимание на речевое развитие ребёнка, тем успешнее результат и благоприятнее прогноз. Вы должны всегда помнить, что от речевого развития зависит общее психологическое развитие ребенка, правильное формирование взаимодействия с другими людьми, а также развитие познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, внимания и межличностные отношения.

Для нормального развития речи необходимы определенный уровень сформированности структур головного мозга, артикуляционного аппарата, сохранность слуха, а также полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.

Случаи нарушения речевого развития весьма разнообразны. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Но при любых ситуациях для нормального и своевременного развития речи необходимо достаточное и соответствующее возрасту общение ребенка с взрослым. Однако бывает, что никакие старания родителей не приводят к нужному результату - малыш до 3 лет продолжает молчать, или произносит какие-то нечленораздельные звуки, или избегает общения.

Первое, что должны сделать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью - это провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога, логопеда, лора, детского психиатра и психолога.

Необходимо отметить, что чем раньше замечено неблагополучие в развитии речи ребенка и с ним начали работать специалисты, тем лучше будут достигнутые результаты, потому что резервные возможности мозга ребенка наиболее высоки в первые годы жизни.

Как родителям можно заподозрить задержку развития речи?

- Ребенок до 3 месяцев не обращает внимания на звуковые сигналы, он не гулит, у него нет комплекса оживления (энергичные движения ручками и ножками в ответ на ваше обращение);

- ребенок 3-8 месяцев не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, не лепечет, не агукает, единственной голосовой реакцией его является громкий плач;

- ребенок 8-12 месяцев не понимает обращенной к нему речи, не показывает где у него носик, ротик, глазки; не реагирует на зов по имени, не может показать члена семь («где мама?», «где папа?»); не повторяет простейших слогов (ма-ма-ма, би-би-би);

- ребенок 1-2 года не может дать односложные ответы на вопрос («как твое имя?», «что ты хочешь?», в речи ребенка нет лепетных слов (би-би, ав-ав, ням и т. п.); ребенок не показывает на картинке знакомые персонажи («где мишка?», «покажи, где зайка?»);

- ребенок 2-3 года т плохо идет на речевой контакт даже с близкими людьми, не может показать, где верх-низ, спереди-сзади и т. п. ; не воспроизводит звукоподражания (мяу, гав, ку-ку, путает основные цвета, не может выполнить многоступенчатую инструкцию взрослого (например, «пойди в комнату, и принеси собачку», если малыш 2,5 лет не может построить фразу из двух слов;

- ребенок 3-4 лет искаженно произносит простые фразы («дем ять» — идем гулять, «ачу ока» — хочу молока и др.); путает цвета, не может пересказать простые сказки (например, «Курочка Ряба» и т. п.).

Диагноз задержка речевого развития у ребенка ставится только на основании комплексного заключения врачей специалистов: психолога, невропатолога, логопеда.

Прежде чем назначать лечение в такой ситуации выясняется причина, по которой произошла задержка развития.

Если проблема психологическая (недостаток внимания взрослых, отсутствие потребности в разговоре) то лучшим методом исправления ситуации будет дополнительная стимуляция речи. Родители должны уделять максимум внимания. Также должны проводиться занятия с логопедами и логопедами-дефектологами.

Если проблема неврологического характера, и задержка развития речи происходит в результате мозговых дисфункций, лечение назначает врач-невропатолог. Назначаются лекарственные препараты, т. е. необходимо медикаментозное подкрепление.

Если у ребенка задержка развития речи вследствие нарушения слуха или зрения, то ребенка определяют в специализированный детский сад.

Нередко причиной задержки речевого развития становится неправильная тактика взрослого, который предугадывает любые пожелания малыша и немедленно удовлетворяет любые пожелания.

Планирование и проведение коррекционных мероприятий, в том числе медикаментозной терапии, должно осуществляться по индивидуальным планам для каждого ребенка.

Причины задержки речевого развития у детей : 1. Нарушение слуха. 2. Невостребованность речи. Недостаточное общение ребенка со своими родителями. В последнее время многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. 3. Быстрый темп речи взрослого. Речь должна быть произнесена в спокойном темпе, четко и правильно. 4. Генетическая предрасположенность. В семье, где родители или родственники заговорили поздно, дети могут также поздно начать говорить.

5. Заболевание или поражение головного мозга (травмы головы, гипоксия, внутриутробные инфекции).

6. Психологические травмы (испуг, частые ссоры родителей и др.).

7. Завышенные требования к ребенку. Настойчивое желание немедленного повторения ребенком речи взрослого (нельзя принуждать ребенка к высказыванию, лучше в игровой форме ненавязчиво побуждать к речи). 8. Алкоголизм родителей.

9. Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.

10. Двуязычные семьи.

Рекомендации для родителей : - Всё свободное время говорите с ребёнком, озвучивайте все действия. - Говорите сами четко, правильно, доброжелательно. Ребёнок должен слышать правильную речь. - Ежедневное чтение ребенку окажет заметное влияние на его речь и поведение, художественная литература – мощное средство развития речи. При чтении рассматривайте иллюстрации с ребёнком. - Не говорите при ребенке о его отставании. Не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. - Вызывайте желание подражать взрослому. - На начальном этапе в развитии речи займитесь воспроизведением звукоподражаний игрушек, животных, машин. - Развивайте произвольную память малыша: повторяйте, что делали утром, днем, вечером и т. д. - Всегда хвалите ребенка за успехи. Любое речевое проявление ребёнка надо поощрять, не обращая внимания на качество произношения. - В игровой форме учите ребенка понимать соотношение предметов по размеру, по цвету, форме, количеству. - Стимулируйте речевое развитие малышей путем тренировки движений пальцев рук: массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание, пальчиковая гимнастика, работа с массажными мячиками, колечками, с мелкими предметами, тренажёрами-игрушками со шнуровками, пуговицами, молниями, и т. д.)

- Не перегружайте ребёнка телевизионной информацией и компьютерными играми. - Разучите с ребенком основной комплекс артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Роль родителей в развитии речи ребенка огромна. Маленький ребенок стремится к общению с близкими ему людьми, подражает им во всем. Взрослые должны уделять общению с детьми достаточно времени, т. к. дефицит внимания негативно сказывается на их всестороннем развитии. Поскольку развитие речи тесно связано с развитием движений и формированием основных психических процессов, у детей очень важно развивать общую и мелкую моторику, для чего дома полезно иметь спортивный уголок, конструкторы, мозаику, набор пуговиц или крупных бусин для нанизывания и другие настольные игры, развивающие мышление, внимание, память. Постоянно читайте детям качественную и богато иллюстрированию детскую литературу, беседуйте с ребенком о прочитанном, пересказывайте сказки и рассказы вместе с детьми словами, близкими к тексту – это пополнит его словарь.

Публикации по теме:

Чем опасна задержка речевого развития? Чем опасна задержка речевого развития (ЗРР) Многие родители не задумываются о последствиях и о своем бездействии при задержке речевого.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует.

Консультация для родителей «Создание условий для речевого развития дошкольников в семье» Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей 2–3 лет» Особенности речевого развития детей 2–3 лет До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или.

Консультация для родителей «Особенности речевого развития детей в возрасте от 3 до 4 лет» В возрасте трёх лет дети уже значительно владеют своей речью. Однако речь их не чистая в произношении и грамматически неправильная. Дети.

Консультация для родителей по развитию связной речи «Особенности речевого развития у ребёнка 3–4 лет» Нарушения речевого развития - одна из наиболее часто встречаемых проблем, волнующих как родителей, так и педагогов. Причем диапазон таких.

Консультация «Задержка психоречевого развития» Задержка психоречевого развития: симптомы, лечение На сегодняшний день все большему количеству детей ставят диагноз ЗПРР- задержка психо-речевого.

Консультация «Задержка речевого развития» Задержка речевого развития (ЗРР,  с  таким  заключением врачей и логопедов в последнее время сталкивается всё большее число родителей.

Конференция «Задержка речевого развития» Задержка речевого развития (ЗРР) - это ВРЕМЕННОЕ отставание в развитии речи. Чаще всего этот диагноз ставят детям, не достигшим трехлетнего.

Консультация для родителей «Значение речевого развития» Консультация для родителей «Значение речевого развития» Ранний возраст очень значимый для речевого развития ребенка. Он обладает огромными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Задержка речевого развития»
Опубликовано: 20 ноября 2018 в 14:22
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Задержка речевого развития»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Каменчук (УИ 292300) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД