Марина Семенова
Консультация для родителей «Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школьном периоде»
«Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школьном периоде»
Учитель-логопед Семёнова М. Д.
Для родителей часто остается загадкой, почему у одного и того же учителя одни дети учатся хорошо, а другие никак не могут освоить учебный материал и их школьный путь оказывается тернистым и трудным.
Публикация «Консультация для родителей „Недостатки развития речи дошкольника и их проявления в школьном периоде“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
При этом родителей особенно удивляет, что в дошкольном возрасте их ребенок, казалось бы, развивался совершенно нормально и был «таким как все». Об этих детях и пойдет речь. Педагогов и врачей уже давно волнует обстоятельство, что в последние десятилетия во всем мире растет количество детей с не резко выраженными отклонениями в развитии. Эти отклонения наблюдаются и в речевом развитии. У ребенка может, например, несколько запаздывать появление фразовой речи, дольше обычного срока задерживаться «детское» произношение некоторых звуков, могут наблюдаться отдельные неправильности в употреблении предлогов, в согласовании слов в предложении и т. д. Речь ребенка в целом вполне понятна и не вызывает у него трудности в общении. По этой причине в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляют особых требований, небольшие отклонения в речевом развитии ребенка обычно не беспокоят родителей и даже не замечаются многими из них.
Но дело резко меняется с началом школьного периода обучения, когда к речи предъявляются повышенные требования. Все дети с отставанием (пусть даже небольшим) в речевом развитии как бы сразу «высвечиваются» уже на самых первых этапах обучения чтению и письму. Многие из них с большим трудом овладевают этими сложными процессами, а в дальнейшем пишут со множеством специфических ошибок, которые не удается преодолеть обычными школьными методами. Знание грамматических правил здесь не поможет, к тому же ребенок как бы «не умеет» эти правила применять.
В дальнейшем дело осложняется тем, что к плохим оценкам добавляются отклонения в поведении ребенка, его повышенная утомляемость и нервозность, поскольку приготовления уроков в большинстве случаев затягивается до поздней ночи. В итоге всего этого – негативное отношение к школе, конфликтная обстановка в семье.
Рассмотрим примеры специфических ошибок у детей на письме и разберем их причины. Речь пойдет о четырех основных группах специфических ошибок письма, не связанных с незнанием грамматических правил.
Замена букв по принципу сходства соответствующих им букв.
В этих случаях ребенок пишет вместо шапка – сапка, калтина вместо картина, томик вместо домик, ден место день и т. д.
Почему же так происходит. А потому, что в устной речи ребенок называет мишку «миской», шапку «сапкой» из-за того, что у него нет звука «Ш» или он заменяет его другим звуком. В этом случае родители не позаботились, чтобы у ребенка были все звуки.
В нашем детском саду в этом плане проводится большая работа. Логопед ставит звуки и при помощи воспитателей автоматизирует и вводит в речь. Тут многие родители и успокоились «У моего ребенка все звуки есть, и ему это не грозит». Но тут важно не только правильно произносить звук, но и уметь отличать его на слух от других. Такая работа проводится тоже в нашем детском саду. Воспитатели и логопед на своих занятиях учат различать звуки с помощью многочисленных игр и пособий.
В следующем диктанте мы видим, что ребенок опускает некоторые буквы, пишет все слова слитно. А в нижнем примере вообще нужен специальный перевод. Почему же происходят такие нарушения. Основная причина в том, что этот ребенок не овладел навыками анализа слова и просто не представляет себе их структуры. В д / с детей учат определять количество слов в предложении, их последовательность, количество звуков в слове, их последовательность. С помощью разнообразных игр ребенок овладевает звуко-слоговым анализом. Воспитатели, музыкальные работники проводят разнообразную деятельность в этом направлении.
В третьем диктанте происходят аграмматизмы на письме, т. е. написание вопреки правилам грамматики. В этом случае надо было заранее позаботиться об устной речи ребенка, потому что «как говорю, так и пишу». На занятиях в д / с детей учат согласовывать разные части речи, правильно употреблять их в сочетаниях, в связной речи.
В следующем диктанте происходит замена букв и искаженное их написание. Например, ребенок пишет букву «И» вместо «Ш», букву «П» вместо «Т» и т. д. Можно подумать, что он не выучил буквы. Но здесь причина гораздо глубже. У этого ребенка недостаточно сформированы пространственные представления (он путает «выше – ниже», «справа – слева», «ближе – дальше»). В нашем д / с работа по формированию пространственных представлений ведется как воспитателями, так и инструктором физкультуры.
Теперь Вы знаете, какие бывают основные нарушения, знаете, какая работа ведется в нашем д / с, и, наверное, успокоились, решили, что очень хорошо, что с моим ребенком занимаются. Но существует ложка дегтя в бочке меда. Родителям никак нельзя расслабляться. Хочется верить, что среди Вас нет равнодушных. Последние два образца диктантов показывают, что можно исправить письмо ребенка, но на это уйдет много времени. А, как известно, легче предупредить, чем исправлять последствия.