Альфия Гилязова
Консультация для родителей «Народная сказка в системе нравственного воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы
Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру и к окружающим людям.
В этике существуют две основные нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований ассоциируется с добром. Нарушение же моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества.
Публикация «Консультация для родителей „Народная сказка в системе нравственного воспитания“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок.
На своих занятиях я в основном использую татарские народные сказки, которые глубоко оптимистичны, воспевают победу добра над злом, мир и дружбу, прославляют благородство простого народа. Примером тому служат такие сказки, как «Ярлы хэм ике бай» («Нищий и два богача», «Саран белэн Юмарт» («Скупой и щедрый», «Гульчечек» и др. Существует много татарских сказок с мудрой ненавязчивой поучительностью, с глубоким нравственным содержанием, отражающим мораль народа. Через них дети познают веками сложившиеся красивые традиции народа, его душу – глубокую почтительность и уважение к родителям, младших к старшим, доброту и отзывчивость, сострадание к ближнему.
Сказки не дают прямых наставлений детям (таких как слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения, но в их содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Например, сказка «Дурт дус» («Четыре друга») учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Куян кызы» («Зайчишка», «Аерылганны аю ашар, буленгэнне буре ашар» («Отделившегося съест медведь, отгородившегося съест волк»). Страх и трусость высмеиваются в сказке «Бикбатыр белэн Биккуркак» («Очень смелый и очень трусливый», хитрость – в сказках «Толке белэн Каз» («Лиса и Гусь», «Карт белэн Толке» («Старик и Лиса», «Кэжэ белэн Сарык» («Коза и Овца»). Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Ике кыз» («Две дочери», «Уги кыз» («Падчерица», мудрость восхваляется в сказках «Камыр батыр» («Батыр из теста», «Аю белэн бабай» («Старик и медведь», забота о близких поощряется в сказке «Оч кыз» («Три дочери»).
При первоначальном знакомстве детей с татарской народной сказкой я объясняю им, что у каждого народа есть свои сказки. Обращаю внимание детей на их содержание, на отображение в них быта, деятельности и обычаев, на особенности характеров татарского народа.
Знакомство со сказками проходит у меня в несколько этапов:
- на первом этапе я читаю, рассказываю сказки, беседуем, рассматриваем картины и иллюстрации с детьми, объясняю им незнакомые слова. Иногда встречаются слова, обозначающие предметы быта и принадлежность одежды народа : «Калфак», «Читек» и т. д. Поэтому я одновременно показываю иллюстрации, отображающие быт татарского народа в прошлом, его трудовую деятельность, а так же отдельные предметы быта (прялку, скамейку, сундук, посуду, одежду, расписанную национальным орнаментом). Так же организую экскурсию в татарский музей. Такая наглядность помогает конкретизировать абстрактные представления о жизни, быте народа в далекие прошлые времена.
- второй этап: знания должны быть эмоционально восприняты ребенком, поэтому обязательна обратная эмоциональная связь. И здесь я сказки пересказываю, показываю настольный театр, фланелеграф, играем с персонажами сказок и т. д.
- на третьем этапе идет подготовка к самостоятельному разыгрыванию сюжета, подготовка необходимой среды для творческой игры, разыгрывание сюжета сказки, театрализованной игры.
В процессе ознакомления детей со сказками необходимо как можно шире использовать возможности кукольного театра, фланелеграфа. Изготовленные к сказкам куклы и предметы быта, выполненные по народным мотивам, вызывают дополнительный интерес к сказкам. Дети могут все наглядно представить. При чтении сказок уместно ознакомить детей с народными пословицами и поговорками, ярко и конкретно, где можно увидеть взаимоотношения персонажей сказок. Слушая их, ребенок воспринимает мелодию и гармонию рифмующих звуков, красоту и богатство языка, с малых лет усваивает нравственные принципы народа.
Из всего этого следует, что моральное воспитание возможно через все виды народных сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжетах.