МААМ-картинки

Консультация для родителей «Народная кукла в игре современных детей»

Елена Кургузова
Консультация для родителей «Народная кукла в игре современных детей»

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для родителей

«НАРОДНАЯ КУКЛА В ИГРЕ СОВРЕМЕННЫХ ДЕТЕЙ»

Во что играют современные дети? На этот вопрос по-разному отвечают психологи, педагоги, воспитатели детского сада, родители и торговая сеть.

Публикация «Консультация для родителей „Народная кукла в игре современных детей“» размещена в разделах

Реальное его решение в конечном итоге определяется теми. Кто предлагает игрушки. Кто делает их доступными для потребителей и при этом не всегда ориентируются на рекомендации детских психологов и педагогов. А ведь именно они по роду своей деятельности заняты проблемой соответствия той или иной игрушки возрастным требованиям ребёнка, его физическому, умственному, эмоциональному и духовному развитию.

Важным педагогическим инструментом этнопедагогики была рукотворная, или народная кукла. Её изготавливали в единственном экземпляре и, самое главное, её делали родители или родные ребёнка, учитывая его возрастные потребности и физические возможности.

Традиционные русские куклы классифицировались по материалу, способу изготовления, назначению. По способу изготовления куклы делятся на крестушки, столбушки, закрутки, набивные куклы – мешочки. Каждый тип имел множество вариантов.

По назначению кукол можно разделить на три большие группы: игровые, куклы обереги и обрядовые.

Игровая кукла самая многочисленная группа – 400-500 видов. Игровые куклы классифицируются по возрастам.

Кукла была самого разного размера, возраста и характера, что собственно и определяло суть игры, её приёмы и роль самой куклы в игре.

Кукла вообще занимает особое место в воспитании ребёнка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Являясь подобием человека, она позволяет играющему с ней ребёнку подражать миру взрослых отношений. В игре с ней он познаёт окружающий мир, учиться выражать свои чувства, у него появляются навыки общения. Благодаря кукле ребёнок проходит школу первичной социализации.

Для каждого возраста была своя кукла.

В раннем возрасте ребёнку давали куклу «ПЕЛЕНАШКУ».

Ребёнок мог схватить её, подержать, бросить. Она была одной из самых долго хранящихся и любимых девочками кукол. С ней можно было играть в дочки-матери, заворачивать её, пеленать, укачивать, кормить. Такую куклу могла сделать любая девочка самостоятельно, поскольку она была проста в изготовлении. Её сворачивали из куска любой ткани. Надевали ей на голову платочек, закрутив его концы за спину куклы. Сверху пеленали куклу куском ткани, одеяльцем и перехватывали узкой полоской ткани, тесёмкой.

С ростом ребёнка и развитием его аналитического восприятия ему давали новую куклу – «СТРИГУШКУ».

Её делали из соломы. Скрученный соломенный жгут перевивали на месте шеи и талии. Надевали сарафан, украшали передником и головным убором. На голову привязывали лён, который заплетали в косу. Эта кукла лёгкая, подвижная, она может крутиться и падать, в то же время оставаться устойчивой. Она подвластна воле играющего. Её образ, подвижность позволяли ребёнку углублять свои познания бытовой жизни. Поле игровой деятельности этой куклы очень широко – она и в поле, и дома, и на посиделках со своими подругами.

Ребёнку давали и куклы, сделанные из тряпок. «Простоватые», на первый взгляд, они были очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Их изготовление не требовало каких-либо сложных приёмов и инструментов. При этом каждая несла в себе черты индивидуальности. Этих кукол делали из кусочков ткани сшивными. Считалось. Что режущие инструменты могут нанести вред ребёнку, поэтому при изготовлении куклы ткань рвали. Куклу делали набивной в виде болванки, набитой соломой. На месте шеи болванку перетягивали нитками, тем самым намечали голову. Привязывали волосы и заплетали их. Надевали головной убор. Саму куклу наряжали в костюм, придавая ей тот или иной образ – девушки, женщины, кормилицы, работницы. Делали кукол ещё и свёрнутыми без иголок и ниток. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками. Свёрнутые куклы делали ещё и путём закрутки. Ткань закручивали вокруг своей оси и скрепляли всё это ниткой. Лицо тщательно обтягивали льняной тряпочкой. Руки изготавливали таким же способом, что и туловище. Делали кудельную или волосяную косу. Этих кукол одевали в нарядные одежды. Костюм, как правило, с куклы не снимали. Одной из любимых кукол закруток была уже упомянутая кукла-младенец «Пеленашка».

Традиционно тряпичная кукла была безликой. Считалось, что если сделать кукле лицо «по образу и подобию человеческому», в неё может вселиться злой дух и применить вред играющему. Отсутствие же лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевлённая, а значит, и недоступная для вселения в неё злых сил.

Куклы изготавливались из тряпочек, дерева, соломы, глины. В летнее время делали кукол из растительного материала – плоды растений, лепестков цветов и листочков. В общем, из всего того, что было под рукой. Это способствовало развитию фантазии ребёнка, умению чувствовать материал и использовать его.

Кукол делали взрослые, но дети им помогали. Сначала они подбирали тряпочки, затем крутили тельце куклы. Уже к пяти годам почти любая девочка могла сама сделать себе куклу. Через изготовление куклы девочка приобщалась к труду. Она училась шить, прясть, вышивать, постигала искусство одевания, знакомилась с традициями, у неё формировался вкус. Кукла считалась эталоном рукоделия, поэтому, когда на посиделки девочки брали с собой кукол, их рассматривали не только как игровой материал, но и как образец мастерства. Куклы помогали воспитывать в девочках будущих матерей и хозяек. Но это касалось детей из крестьянских и рабочих семей.

Для маленьких девочек из богатых семей в XVII, XVIII и вначале XIX вв. задача стать хорошей матерью практически не стояла. Их воспитание доверялось няням и гувернанткам. Девочку не учили быть матерью. Она должна была вырасти и найти себе хорошую партию. Это была главной задачей воспитания. Её учили не сохранять семью, а обзаводиться семьёй. Она была обязана уметь хорошо одеваться, хорошо выглядеть, обладать сдержанными манерами, быть галантной. Эти задачи невозможно было выполнить при помощи куклы-младенца, с которыми играли крестьянские девочки. В своих играх с куклой как ролевой моделью девочка не подражала своей няне. Она куклу не нянчила. С помощью куклы девочка разыгрывала роли своего будущего поведения в обществе. Кукла наряжалась, ходила на балы, в гости, у неё были хорошие манеры. Кукла была госпожой.

Обереговая кукла.

В каждой русской избе было множество кукол, которые имели особое значение для каждого члена семьи. У них была важная обязанность – оберегать живущих в избе от разных болезней. Кукла была рядом с человеком всю его жизнь. Оберег давали в дорогу мужу, сыну или брату.

Сделанную своими руками бережно мать дарила дочери перед замужеством. Невесте на свадьбу было принято дарить кукол, чтобы в новой семье было много детишек.

Я хочу рассказать о некоторых кукол, которые делали в начале каждого месяца, как оберег, защиту.

1. Куколка для марта

Зерновушка – порученье ей дано,

К севу сохранить зерно

Быть залогом урожая

Потому она большая…

2. Апрель месяц наступает

кукла Пасха к нам идёт.

Пасху красной называют

Всечестною величают.

Пасха жизнью воссияла

Радость миру возвещала

И везде на ней одет

Символ жизни – красный цвет.

На руках прям из печи

Вам приносит куличи.

3. Травница –

Пёстрая разнообразная

Синяя и красная

Зелёная и голубая

Такая, как цветенье мая…

4. Спиридон - солнцеворот

Кукла для июня

Он не только солнца путь -

Жизнь способен повернуть!

5. Многих кукол я полезней

Ведь невзгоды и болезни

Всё с собою увожу

Я к себе их как тесёмки

Аккуратно привяжу

Добродушного я нрава

Имя дали мне Купава

В июле делают меня.

В сентябре гуляли свадьбы

Эх, с супругом угадать бы

Кукла мировое древо

Справа – муж, супруга – слева!

Для хозяйки на покров (октябрь)

И подарочек готов!

Вот она какая штучка:

Имя ей десятиручка!

Важно отметить, что конечно современные дети выберут кукол Барби, потому-то это ближе, понятней, да и сюжет к ней подобрать проще. А народная кукла предполагает некоего сказочного сюжета, который так трудно воспроизвести современному ребёнку.

Публикации по теме:

Народная кукла как средство патриотического воспитания детей В современных условиях, когда происходят глубокие изменения в жизни общества, есть большая необходимость вернуться к лучшим традициям нашего.

Конспект ОД детей старшей группы на тему «Русская народная игрушка — кукла «Пеленашка»Конспект ОД детей старшей группы на тему «Русская народная игрушка — кукла «Пеленашка» Конспект образовательной деятельности по познавательному и художественно-эстетическому развитию (познавательно-исследовательская деятельность.

Консультация для родителей «Обучаем детей счету в игре»Консультация для родителей «Обучаем детей счету в игре» дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. В математике важным является не качество предметов, а их.

Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения к народной культуре» Департамента образования администрации городского округа Самара Октябрьского района. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Консультация для родителей «Влияние современных игрушек на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние современных игрушек на развитие детей дошкольного возраста» История игрушек также длинна как история самого человечества. Они бывают совершенно разные, от деревянных до изготовленных из более сложных.

Мастер-класс для детей и родителей подготовительной группы «Народная кукла для наших детей»Мастер-класс для детей и родителей подготовительной группы «Народная кукла для наших детей» «Народная кукла для наших детей». Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению народной тряпичной куклы. Подготовительная группа. Цель:.

Консультация «Народные куклы: виды, история. Русская народная кукла» . Народные куклы на Руси издревле занимали особое место, ведь жизнь невозможна без праздников, исполнения обрядов, подготовки национальных.

Консультация «Народная кукла, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа» Народная кукла как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной культуре народа. «Без памяти нет традиций, без.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная кукла»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская народная кукла» Проект в старшей (подготовительной) группе детского сада «Русская народная кукла» Проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская.

Консультация «Традиционная народная кукла» 1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. «Без неё, без куклы, Мир бы рассыпался, развалился, И дети перестали бы походить на родителей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Народная кукла в игре современных детей»
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 18:09
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Народная кукла в игре современных детей»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Кургузова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД