Анна Федорова
Консультация «Традиционная народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
«Без неё, без куклы,
Мир бы рассыпался, развалился,
И дети перестали бы походить на родителей,
И народ бы рассеялся пылью по лицу земли»
Сегодня, русские народные промыслы переживают своё второе рождение и всё больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная.
Публикация «Консультация „Традиционная народная кукла“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Народные куклы. Консультации для родителей
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.
Кукла – первая среди игрушек, знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, она сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной тряпичной куклы.
Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и используются в этно-педагогике, в практической работе с детьми. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Сам процесс изготовления приносит радость, работа с мягким (теплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук. Изготовив игрушку, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т. е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый, комплексующий ребёнок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию. Кукла - это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству.
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном образовательной программы, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.
Принципиально верным в организации образовательной деятельности является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.
Программа предполагает проведение одного мероприятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительностью 25 минут (30 минут, которая зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации мероприятия является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме.
Образовательный процесс, строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Новизна программы заключается в форме проведения образовательной деятельности, говорят: «Все новое – хорошо забытое старое», мероприятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием. Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т. к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Учитель одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую часть темы.
1.2. Цели и задачи деятельности ДОУ по реализации программы.
Цель программы:
-создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа;
-развитие художественно-эстетических способностей и творчества дошкольников через познание русских народных традиций, одним из носителей которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла;
-формирование художественного вкуса детей посредством приобщения их к народному творчеству.
Задачи:
- изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы;
- познакомить с различными техниками изготовления народной куклы;
- научить работать с тканью и сопутствующими материалами;
- способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса;
- на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству;
- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;
- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности, тряпичная кукла, интересен окружающим.
Программа предполагает два год обучения, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5 – 7 лет).
1.3. Принципы к формированию программы.
- учета возрастных особенностей
- природосообразности – развитие природных склонностей ребенка и его способностей
- креативности – развитие фантазии, образного мышления, уверенности в своих силах
- культуросообразности - содержание программы строится на основе этнографического и национально-культурного материала
- толерантности – взаимоуважение, терпимость к чужим обычаям, мнениям и т. д.
- добровольности – самоопределение и выбор ребенком вида деятельности.
Особенности программы
Познание истоков возникновения оберегов, культуры своего народа приводит к пониманию духовных корней, эмоционально-нравственных основ культуры. Приобщение к традициям своего народа способствует формированию у ребенка чувства патриотизма, осознанию своих родовых корней.
Включение детей в различные виды творчества: ручное и машинное шитье, частично-поисковую деятельность, - способствует расширению и углублению знаний, умений и навыков, дает больше возможностей для творческого развития личности ребенка, позволяет ребенку самостоятельно вводить новшества при изготовлении изделий. Данный вид деятельности доступен в выполнении и позволяет в каждом ребенке воспитать уверенность в своих силах. В образовательный процесс включена как индивидуальная, так и коллективная творческая деятельность.
Программа «Традиционная народная кукла», рассчитана на 2 года обучения.
Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем самым, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.
1.4. Планируемые результаты освоения программы
- дети и родители знакомятся и опробывают различные техники изготовления народной куклы;
- дети учатся видеть богатый красочный мир народного искусства, передают всё его многообразие в своих работах;
- сформированы познавательный интерес и творческие способности,
проявляющиеся в практической деятельности дошкольников;
- дети получают удовольствие от своей работы и чувствуют, что продукт их деятельности, тряпичная кукла, интересен педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада.
Ожидаемые результаты освоения программы:
1 год обучения
• Знают историю русской народной куклы;
• Определяют типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, обережная);
• Умеют изготавливать тряпичную куклу под руководством педагога.
2 год обучения
• Имеют элементарные представления о назначении народных кукол в праздничной символике;
• Знают типы и назначения кукол;
• Умею самостоятельно изготавливать тряпичную куклу и оформить костюм куклы;
• Рассказывают историю русской народной куклы.
Ожидаемый результат работы по программе:
- организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;
- тематические выставки в ДОУ;
- участие в конкурсах;
1.5. Мониторинг освоения программы
В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:
первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь, 7дней
итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май, 7 дней.
Система оценки достижений детей:
Ребё нок умеет:
1. Хорошо работать с тканью и сопутствующими материалами (вата; синтепон; нитки: ирис или прочные хлопчатобумажные; ленты; кружева);
2. Изготавливать тряпичную куклу;
3. Фантазировать и создавать выразительные образы, используя изученные техники изготовления тряпичных кукол;
4. Плодотворно взаимодействовать с другими детьми и педагогом во время выполнения работ;
5. Узнавать виды и названия кукол (игровая, обрядовая, обереговая);
6. Называть технологию изготовления кукол.
3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу под наблюдением педагога;
2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;
1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.
Шкала уровней: 0-6 – навык не сформирован; 7-14 – навык на стадии формирования; 15-18– навык сформирован.
II. Содержательный раздел.
2.1. Содержание психолого-педагогической деятельности.
Интеграция с другими образовательными областями:
1. «Физическое развитие» :
- развитие мелкой моторики;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
2. «Социально-коммуникативное развитие» :
- развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;
- формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;
- формирование трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия и ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;
- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.
3. «Познавательное развитие» :
- сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере народного творчества.
4. «Речевое развитие» :
- использование художественных произведений; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
2.2 Методы и приемы, используемые при реализации программы.
Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей воспитанников. В процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и групповые занятия. Практическая часть преобладает, т. к. необходимо закрепить полученные знания, умения, навыки. При изучении теоретических знаний с учетом возрастных особенностей целесообразно использовать методы рассказа, с элементами показа, беседы.
Другие формы:
• игра, в т. ч. ролевая, сюжетные занятия с применением фольклорного материала.
• практикумы, экскурсии, тематические праздники, посиделки, оформление выставок и экспозиций, обсуждение, конкурс.
По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, т. к. обучение начинается с самых азов, т. е. изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться ножницами и нитью, различными видами тканей, изучение основных ручных швов и их применение в работе.
Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:
• репродуктивная – после объяснения воспитателя повторить данное изделие;
• творческая – самостоятельно изготовить изделие.
Теоретический метод обучения:
- Рассказ-информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и предназначение, история костюма, о жизни и быте Русского народа, о православных праздниках.
- Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, журналах, презентации.
- Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому быту.
- Беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.
Практический метод обучения:
- Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол
- Пробуют изготовить саму поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству и т. д.
Процесс изготовления куклы длительный и разбивается на несколько этапов, например:
- Беседа.
- Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы, изготовление тела куклы, изготовление костюма;
- Декоративное оформление.
Обучение начинается с самых азов, т. е. изучение инструментов, приспособлений и материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться иглой и нитью, различными видами тканей.
Обучение построено поэтапно от простого к сложному. На начальном этапе освоения данной программы ребенок выполняет работу подетально, подражая педагогу. При наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. На данном этапе воспитанники знакомятся с материалами, инструментами, правилами работы с ними, соблюдая технику безопасности, приобретая навыки, способствующие развитию мелкой моторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Все операции выполняются совместно с педагогом. По окончании каждой операции дети называют все моменты ее выполнения, инструменты и приспособления, которые они используют. Важно уже на первом этапе воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку, работать аккуратно и красиво.
В дальнейшем в ходе реализации данной программы воспитанник приходит к самостоятельной деятельности, выступает инициатором творческого процесса. У него формируется воля, интеллект, речь, эмоции, а также развиваются творческие способности. На данном этапе продолжается формирование навыков изготовления народной куклы, расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности.
При изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому «тряпочки» и нитки для будущих кукол нужно не резать, а рвать. Однако детям в возрасте 5-7 лет часто бывает очень трудно рвать ткань. В этом случае им разрешается применять ножницы, выкраивая детали по размеру или по шаблону. Ножницы могут применяться также при изготовлении сувенирной куклы.
Глубоко ошибаются те, кто считает, что если традиционную куклу бывает так легко изготовить технически, то стоит потратить на обучение несколько месяцев и получается мастер. За такой срок можно освоить лишь элементарные навыки. Но чтобы действительно стать мастером – необходимо прожить с куклой достаточно долгое время своей жизни, а вернее – всю жизнь. Ощутить на себе её природу и истоки. Механическое владение техникой и повторение по инерции заученного ведет к вырождению искусства. Залог жизненности и успехов искусства традиционной куклы - в постижении и творческом развитии традиций. Каждый шаг в изготовлении любой обрядовой, обереговой или игровой традиционной куклы неслучаен, наполнен определённым смыслом, имеет конкретное значение, вплоть до того, в какую сторону и сколько раз обматывать нитью деталь. Нельзя здесь что-то пропустить или поменять. Поэтому народной кукле и учатся «из рук в руки», только так можно донести до детей все тонкости и нюансы традиционного ремесла.
Художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т. д.
2.3. Современные образовательные технологии, применяемые при реализации программы.
Технология проектной деятельности
Проектная деятельность в детском саду реализуется ребенком
совместно с педагогом.
Цель — работа над проблемой, в результате которой ребенок получает
ответы на вопросы.
В рамках реализации Программы разработаны проекты:
Название проекта Цели и задачи проекта Возраст
«Куклы в народных традициях» Разработка эффективной системы работы по развитию познавательного интереса детей к русской народной кукле Подготовительная группа
«Такие разные куклы» Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности. Старший возраст.
ТРИЗ-технология
ТРИЗ теория решения изобретательских задач. Адаптированная к
дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать
ребенка под девизом «Творчество во всем».
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является
развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость,
подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр
и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов,
явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к
творческому мышлению.
Игровые технологии
Игровые технологии — вот фундамент всего дошкольного
образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных
стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все
дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Информационно-коммуникативные технологии
Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все
сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет
новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения,
внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене
традиционных методов, а расширению их возможностей.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие
привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и
творческие задачи с опорой на наглядность.
Презентации Power Point «Куклы из бабушкиного сундука», презентации поэтапного изготовления кукол, презентация к мастер-классам и др.
Видеосюжеты Экскурсия в музей народной куклы.
Музейная технология
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно-пространственной среде. В условиях детского сада настоящий музей организовать невозможно, а вот экспозиции «мини-музеи» вполне реально. В ДОУ решаются задачи по приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого, проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины.
Мини-музей «История тряпичной игрушки» был организован в рамках проекта «Куклы из бабушкиного сундучка».
Цель музея: воспитание у детей интереса к культуре своих предков, культуре предков России и мира; знакомство с особенностями народного быта и изготовления кукол. Дети познакомились с видами народных тряпичных кукол, узнали названия традиционных русских кукол, их назначение, побывали в роли настоящих мастеров, изготавливали некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
Консультации (например, «Народная тряпичная кукла в воспитании детей», «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре», «Мудрые игрушки наших предков», «Тряпичная кукла в развитии творчества детей»);
- привлечение родителей к подбору материалов для изготовления кукол;
- сотворчество родителей с детьми: «Нарядим кукол к празднику»;
- совместное участие в организации мини – музея «Народная кукла»;
- мастер–класс по изготовлению тряпичных кукол «Мамка», «Пеленашка» и др.
- привлечение родителей к участию в совместных тематических развлечениях и праздниках;
- участие в создании мини-выставок.
III. Организационный раздел.
3.1. Описание материально- техническое обеспечение программы
Техническое оснащение.
• Стулья, рабочие столы.
• Ноутбук, проектор.
Инструменты и приспособления.
• Ножницы.
Материалы.
• Хлопчатобумажные, льняные ткани.
• Хлопчатобумажные и шерстяные нитки.
• Тесьма, кружево, сутаж.
• Синтепон, вата, крупы.
Дидактическое обеспечение.
• Таблицы с поэтапным выполнением изделий.
• Иллюстрации.
• Образцы готовых кукол.
• Шаблоны для изготовления одежды и кукол.
• Разработки игр, бесед, экскурсий
3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения программы
Для обучения изготовлению народной куклы на занятиях используются объяснительно-иллюстративные методы. Приёмы и методы организации учебного процесса соответствуют возрастным особенностям обучающихся, а также конкретным задачам, решаемым в ходе изучения тех или иных разделов и тем. Эти методы способствуют созданию творческой атмосферы, сотрудничеству. Основным принципом организации содержания, учебного курса является принцип единства воспитания и обучения. Это означает, что воспитательная функция реализуется через такие формы сотрудничества в учебных видах деятельности, в которых ребёнок сохраняет себя как ценность. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основное место отводится на занятиях практическим работам, которые включают в себя выполнение графических зарисовок, изготовление кукол, подготовка к выставкам. Практическая часть является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.
• Итог работы: выставка в конце 1 года обучения и две выставки на втором году обучения.
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Виды и содержание деятельности детей
Схемы поэтапного изготовления народных кукол;
Демонстрационные народные куклы;
Наглядный материал по народным куклам соответственно календарю;
Настольно – печатные игры: «Домино по народным куклам», «Лото народная кукла по календарю», разрезные картинки;
Лэтбук «Народная кукла»;
мини-музей «Куклы наших бабушек»;
картотека художественного слова «Стихи о куклах»;
материал для самостоятельной творческой деятельности детей.
3.4. Кадровые условия реализации программы.
Дополнительная образовательная программа реализуется педагогическим коллективом: воспитателями, старшим воспитателем, музыкальным руководителем, родителями.
К воспитателю, работающему c детьми дошкольного возраста, предъявляются особые требования, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л. С. Выгодский). Все это позволит дошкольникам дать многое в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методике ознакомления с народной куклой.
Воспитатель организует предметно-развивающую среду. Подбирает соответствующие альбомы, иллюстрации, настольно печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогают детям закрепить полученные знания, формируют умения самостоятельно использовать их.