Ирина Суржанская
Консультация для родителей «Наблюдения в природе летом с детьми старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдения в природе летом с детьми старшего дошкольного возраста.
Летом природа радует нас длинными, солнечными днями, обилием ярких, душистых цветов, богатым урожаем ягод, грибов, овощей и фруктов, разнообразием насекомых, птиц и зверей. Именно в это время года дошкольники и знакомятся с разнообразием растительного и животного мира. Лето, как и другие сезоны, имеет начало, середину и конец. Для каждого периода дети не всегда могут обратить на них внимание самостоятельно. Поэтому взрослый должен ввести их в мир природы, помочь разобраться в её законах, сформировать знания и представления, воспитать бережное отношение ко всему живому и неживому. Решение этих задач возможно только в процессе непосредственного общения ребёнка с окружающим миром, а летняя погода особенно благоприятствует познавательным прогулкам в лес, к водоёму, на сопку. Рассказы, сказки, стихи и загадки о жизни растений и животных летом являются неотъемлемой частью такого общения: они помогают развивать в детях наблюдательность, становиться духовно богаче. Какие же представления о летнем времени года обычно бывают у дошкольников? Лето наступает после весны. День намного длиннее ночи. Погода. Солнце светит ярко. Дожди тёплые, иногда – ливневые, с молнией, громом и градом. В начале лета бывает прохладно, погода часто меняется. С середины июня становится жарко. Двадцать второго июня – самый длинный день в году, день летнего солнцестояния. После него несколько суток ночи очень светлые и короткие, как говорят в народе, «заря сходится с зарёю». Двадцать пятого июня – день солнцеворота, солнце поворачивает на зиму, дни начинают понемногу убывать. Середина лета (полное лето) наступает в июле, с момента цветения липы. Июль самый жаркий месяц года, часто бывают ливни, грозы. Когда одновременно светит солнце и идёт дождь на небе можно увидеть радугу. В водоёмах тёплая вода. В августе происходит спад лета. Дни стоят тёплые, но солнце уже не печёт так сильно, как в июле. Заканчиваются грозы, появляются прохладные ветры, туманы, роса. Вода в водоёмах остывает.
Публикация «Консультация для родителей „Наблюдения в природе летом с детьми старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Летние прогулки. Консультации для родителей
- Лето
- Лето. Летние консультации для родителей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Растения: На деревьях и кустарниках – пышная зелёная листва. На лугах, опушках лесов, в парках, садах – множество различных цветов. Надо приучать детей любоваться цветами и без надобности не рвать их, собирать столько, чтобы рассмотреть растение или составить букет. Луговые цветы: одуванчик, зверобой, тысячелистник, клевер, ромашка, пижма, колокольчик. Садовые цветы: бархатцы, флокс, ноготки, гладиолус, настурция, роза, георгин.
На экскурсии или на прогулке показать детям ядовитые растения, рассказать об опасности соприкосновения с ними. В лесу много ягод. Сбор ягод – одно из любимых занятий детей. Когда начнёт поспевать голубика, брусника, смородина, их приводят на то место в лесу, где они видели в прошлую прогулку цветки этих ягод. Найдя спелые ягоды, объяснить детям, что собирать можно только синие или красные ягоды, оставляя на кустике белые и зелёные.
Съедобные ягоды: земляника, черника, малина, голубика, ежевика, морошка, брусника, смородина. Ядовитые: волчье лыко, вороний глаз, паслён, бузина. В конце года провести прогулку в лес, во время которой собирают грибы. Взрослый называет грибы, которые употребляют в пищу, обращает внимание на окраску и форму гриба, как отличать съедобные грибы от ядовитых.
Грибы: съедобные – белый, подосиновик, подберёзовик, сыроежки, лисички, маслята; ядовитые – мухомор, бледная поганка, сатанинский гриб, ложные опята. Летом люди заготавливают сено, собирают урожай овощей (картофель, свёкла, лук, огурец, помидор, капуста, фруктов (яблоко, груша, слива, вишня, абрикос, ягод (смородина, малина, клубника, крыжовник). Животные: Появляется много насекомых (бабочка, кузнечик, пчела, муравей, паук, стрекоза, муха, комар, жук). Нужно познакомить детей с наиболее встречающимися (жуками, бабочками, комарами, мухами, пчёлами, рассмотреть их, понаблюдать за передвижением по земле и в воздухе, рассказать о пользе насекомых. Животные заботятся о детёнышах, учат их добывать пищу, прятаться от врагов.
В подборке произведений основное внимание сконцентрировано на характерных особенностях жизни животных (насекомые, птицы, звери) летом. У птиц и зверей наступает ответственная пора – выхаживание потомства. Животные должны успеть сделать это до осени. Они заботятся о детёнышах, учат их добывать пищу, прятаться от врагов. Вот почему людям не стоит их беспокоить: кричать в лесу, разводить костры, брать птенцов в руки. Любуясь вместе с детьми бабочками, взрослый может рассказать им, почему крылья бабочек имеют разную окраску. Оказывается, она помогает насекомому скрываться от врагов. Зелёного кузнечика трудно заметить в зелёной траве, однако его хорошо слышно в зелёной траве. На лугу можно послушать стрекотание кузнечиков. Чем же он «поёт»? На правом надкрылке у него находится специальная перепонка, а на левом – толстая жилка с мелкими зубчиками. Когда левое надкрылье трётся о правое, получается стрекочущий звук. Летом детям и взрослым досаждают неприятные «соседи» - мухи и осы. Оказывается, мухи уничтожают гниющие растительные и животные останки, являясь санитарами. Осы приносят пользу, поедая вредных насекомых, в том числе и комнатных мух. Много интересного можно рассказать дошкольникам о жизни растений и животных летом. Для уточнения представлений, полученных на прогулках, проводятся беседы о том, что дети видели на лугу, в лесу и на водоёмах.