Орлова Светлана
Консультация для родителей «Значение общения дошкольников со взрослыми»
▼ Скачать + Заказать документы
В первой половине дошкольного возраста (3-5 лет) складывается внеситуативно - познавательная форма общения ребёнка со взрослым. Эта форма включена в теоретическое сотрудничество в общении со взрослым. Обострённая познавательная потребность ребёнка и расширение его познавательных интересов ведут к тому, что он начинает задавать взрослому многочисленные вопросы. Детей этого возраста иногда называют «почемучками». Вопросы, которые задают дети, чрезвычайно разнообразны и охватывают все области знаний о мире, природе, человеке, обществе и многом другом.
Публикация «Консультация для родителей „Значение общения дошкольников со взрослыми“» размещена в разделах
Всё, что ребёнок услышит от взрослого, увидит сам, он попытается привести в порядок, установить связь между всем услышанным и увиденным, установить закономерные отношения, в которые укладывается окружающий мир. Ведущий для этой формы общения мотив - познавательный. Теперь взрослые выступают перед ребёнком как источник новых знаний. Главным средством общения является речь, поскольку только она позволяет выйти за пределы ситуации и осуществить внеситуативное общение.
Внеситуативно - познавательное общение позволяет детям значительно расширить рамки мира, доступного для их познания, и приоткрыть взаимосвязь явлений. Познавательные мотивы возникают в процессе удовлетворения потребности в новых впечатлениях, в познании нового.
Общение со взрослым оказывает прямое влияние на развитие всех психических и личностных процессов ребенка.
Взаимодействия и взаимоотношения обеспечивают развитие самого общения и дошкольника как субъекта коммуникации.
Общение со взрослыми имеет исключительное значение для ребёнка на всех этапах детства. Но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего организма. И чем меньше ребёнку лет, тем большее значение для него имеет общение со взрослым.
Впервые ребёнок выходит за пределы своего семейного круга и устанавливает новые отношения с более широким миром взрослых людей.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребёнка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребё нка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребёнка, его характер, его будущее.
Личность ребёнка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых, ребёнок не сможет стать полноценным человеком. Наблюдая за общением людей, мы можем видеть только внешнюю, поверхностную картину их взаимодействия - кто что говорит, кто, как смотрит и т. д. Между тем за этой внешней картиной всегда лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения - межличностные отношения, т. е. то, что побуждает одного человека тянуться к другому. За каждым высказыванием или действием, обращённым к другому человеку, стоит особое отношение, особая потребность в общении. Одно и тоже действие или высказывание может иметь совершенно разную основу и отвечать разным потребностям.
Например, когда ребёнок задаёт такой вопрос взрослому : «Серёжа хорошо себя ведёт?» Что побуждает ребёнка обратиться к взрослому с таким вопросом? За этим простым вопросом могут стоять абсолютно разного рода мотивы. Может, ребёнка действительно интересует этот вопрос, как знакомый мальчик ведёт себя сейчас в обществе, и принято ли такое поведение общественными нормами и правилами. Может, просто ребёнок испытывает потребность поговорить со взрослым на какую-либо тему, привлечь его внимание. Может, это потребность утвердиться в своей правоте («Я так себя не веду», «Я знаю как нужно правильно себя вести!»). А может быть и так, что ребёнку хочется, чтобы его товарищ был наказан, и чтобы он выглядел на его фоне хорошим. Вот такие разные мотивы может преследовать такой простой вопрос ребёнка. И чтобы правильно понимать, чувствовать, знать внутреннюю потребность ребёнка, побуждающую его вступить в общение, а значит и правильно ответить ему, нужно хорошо знать индивидуальные способности ребёнка, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.