Дарья Дряглева
Консультация для родителей «Занимательные задания при изучении букв»
▼ Скачать
Всем известно, что знание алфавита – это основа чтения. Для того чтобы успешно освоить навык чтения, с ребёнком необходимо учить алфавит.
Основное занятие ребенка дошкольного возраста — игра. Именно поэтому для успешного закрепления в памяти у детей образа букв, занятия по их изучению должны проводиться в игровой форме. Для начала ребёнку нужно объяснить, для чего нужны буквы. Познакомив ребенка с очередной буквой, помогите ему выполнить задания на закрепление в памяти графического изображения буквы, а затем предложите ему в игровой форме найти букву, с которой он только что познакомился. Ребенок должен постараться отыскать все буквы. Обратите внимание, что предъявлять следует не только буквы, но и их зеркальные отражения (буквы, нарисованные в другую сторону). Помогите ребенку найти и показать «правильную» и «неправильную» буквы. «Неправильной» считается та буква, которая не соответствует написанию в алфавите.
Публикация «Консультация для родителей „Занимательные задания при изучении букв“» размещена в разделах
- Буквы. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
В первую очередь, ребенок должен познакомиться с самыми распространенными гласными — А, У, О, И, затем — с согласными, с которыми можно составить первые слоги и короткие слова для чтения, далее — со всеми остальными гласными и согласными.
Хочу предостеречь вас от одной распространенной ошибки. Знакомя ребенка-дошкольника с буквами, называйте их так, как они произносятся в речи (то есть [Б], [В], [Г] и так далее, а не так, как их принято называть в алфавите ([БЭ], [ВЭ], [ГЭ]). Ваш ребенок еще успеет выучить алфавит в школе, а сейчас, когда он только учится читать и впервые знакомится с буквами, ему надо знать, как произносить буквы при чтении. Читая вместе [ГЭ] и [А], малыш прочтет [ГЭА], а вовсе не [ГА].
Не забывайте, что обучение чтению должно проходить без принуждения, в игре, на фоне положительных эмоций. Самое главное пробудить у ребёнка интерес к изучению букв и последующему освоению чтения. Для этого подойдут необычные и увлекательные игры для запоминания и последующее закрепление знаний о буквах, которые я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы не только для изучения букв и обучения чтению, но и для развития звуковой культуры речи на этапе автоматизации звуков. Например, свистящих (с, з, ц, шипящих (ш, ж, ч, щ) и соноров (р, л). Это те группы звуков, которые позже других появляются в речи дошкольника. Закрепляя произношение звука, познакомьте ребенка и с буквой, то есть графическим изображением этого звука. Нарисуйте букву, слепите из пластилина, выложите из песка или крупы, сложите из счётных палочек, а главное — правильно назовите ее.
Буквы из пластилина
Слепите совместно с ребенком буквы из обычного пластилина, глины, солёного теста, а затем прикрепите их на фанерные дощечки, которые в дальнейшем будут применяться для тактильного исследования. Выполняя такую работу, вы развиваете у ребёнка двигательную память, а также совершенствуете мелкую моторику, развиваете воображение. Для начала лепить можно, глядя на образец с буквой, затем необходимо усложнить задание. Пусть ребенок слепит заданную вами букву по памяти. Буквы можно украсить бисером, бусами или раскрасить красками, в этом вам поможет ваша фантазия.
Буквы из палочек, пуговиц, конструктора ЛЕГО или мозаики
Предложите своему ребёнку составить букву из счетных палочек, конструктора, пуговиц или мозаики. Затем объяснить из каких элементов выложенная буква состоит.
Ниткография
С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке ковролина. Этот прием работы называется «ниткография».
Изучаем буквы на прогулке
На прогулке полезно рисовать палочкой на земле, мелом на асфальте буквы и слоги или выложите их из шишек, камешков, листиков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним по определенным правилам, которые можно придумать вместе с ребенком.
Игра с красками и водой
Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Много радости доставляет детям рисование пальцем на запотевшем окне.
Воздушные буквы
Интересно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем вначале рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а потом рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Следует стоять перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут расположены зеркально.
Вырезание
Вырежьте с ребенком буквы. Это занятие очень понравится вашему дошкольнику. Готовые буквы можно дополнить различными деталями, например: приклеить глазки, кепочку, кеды, руки, нарисовать губки. Проявите фантазию, и у вас получится очаровательные буквы – игрушки.
Раскраски
Раскрасок для изучения букв существует множество. Для разных возрастов и с разнообразными заданиями для изучения, закрепления и повторения алфавита: найди на картинке все буквы, раскрась картинку и найдёшь спрятанную букву, буква и картинка (название которой начинается на эту букву, соединение по точкам (подойдут для детей постарше и помогут запомнить очередность букв в алфавите).
Игра «На какую букву начинается?»
Расположите в ряд несколько животных – это могут быть рисунки на бумаге, карточки или небольшие игрушки. Отберите буквы, с которых начинаются их названия, и в перемешанном виде дайте их ребенку. Задача в том, чтобы соотнести, к кому относится какая буква, и положить ее возле нужного животного.
Игра «Собери букву»
Изобразите букву размером во весь лист бумаги. Разрежьте на несколько частей, пусть малыш соберет получившийся пазл и назовет, какая буква на нём изображена.
Кубики с буквами
Наверняка, у Вас есть кубики с буквами, а если нет, их легко сделать самим из картона. Вы кидаете кубик и смотрите, какая буква выпала сверху. Ребенку нужно вспомнить животное (или даже предмет, название которого начинается с этой буквы и показать его, например, если выпала буква «В», то можно изобразить ворону – помахать руками и каркнуть.
Съедобные буквы
Алфавит бывает не только полезным, но и вкусным! Вашему ребенку будет еще веселее учиться, если он сможет не только назвать букву, но и съесть ее. Можно купить готовое печенье в виде букв, либо испечь его самим, так малышу даже будет интереснее, особенно если вы вместе украсите готовые печенья. Также вы можете вырезать буквы из фруктов и овощей.
Рекомендации по изучению букв:
- не заставляйте, возможно, ребенок еще не готов, а принуждением можно отбить желание и в дальнейшем интерес к изучению букв может не возникнуть совсем;
- всегда придерживайтесь принципа: "от простого к сложному";
- учите постепенно, не надо торопить ребенка, не допускайте механического запоминания;
- занятие по изучению алфавита должно не превышать 15-20 минут в день, и стараться выполнять задания нужно ежедневно;
- занятия должны проходить в игровой форме;
- желательно чтобы буквы были на виду у ребенка, для этого помогут: специальный плакат и, еще лучше, если он будет "говорящим", магнитный алфавит на холодильнике и др.
- когда вы учите ребенка буквам, необходимо сразу обучать и их написанию;
- из выученных букв пробуйте складывать короткие слова.
- всегда давайте понять ребенку, что буква что-то означает. То есть при обучении букве «а» называйте слово с этой буквой, например, «А-арбуз». Так ребенок начнет видеть связь буквы и слова.
Желаю удачи Вам в воспитании и развитии детей! С уважением, учитель-логопед!