Явкина Надежда
Консультация для родителей «Воспитание культуры поведения с позиции современного этикета»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание культуры поведения с позицией современного этикета»- так называется тема нашего сегодняшнего разговора.
Что же такое этикет?
Этикет - это порядок поведения, удобный для всех, т. е. способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, интересов, убеждений. Суть его в том, чтобы людям было приятно общаться друг с другом, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание культуры поведения с позиции современного этикета“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Темочки
Соблюдать этикет - значит выполнять правила поведения, главные из которых: не ставить человека в неудобное положение; поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Любовь и уважение к людям, вежливость помогают человеку соблюдать этикет и быть приятным для окружающих. Любя человека, мы стараемся ему во всем помочь, сделать что-то хорошее для него, оберегать его от неприятностей. Уважая человека, мы считаемся с тем, что у него есть свое мнение, взгляды, интересы, дело.
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие.
Первые представление о нормах поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду. С раннего возраста родители вручают ему определенные нравственно - поведенческие правила.
Например: «Мама говорит трех лишнему малышу? «Давай уберем игрушки, чтобы у нас был порядок, что надо сказать бабушке за порядок? Молодец, ты вежливый мальчик.
Это и есть первоначальные азы этикета. Придя в детский сад, ребёнок попадает в мир, в котором соблюдения поведенческих правил необходимо для нормального и приятного существования всего детского коллектива, где мы, воспитатели, терпеливо формируем его представления о нормах и правилах поведения, влияя тем самым на отношение дошкольника со сверстниками, родителями, с другими знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.
Мы, взрослые, т. е. родители и воспитатели обязаны помочь маленькому человеку в познании тайн человеческих взаимоотношений и приобретений поведенческих ориентиров, без которых нельзя чувствовать себя в обществе достаточно уверенно. Одни дети входят в мир общения легко и свободно, другие пугаются испытывают дискомфорт.
Поэтому, обучение детей правилам поведения требует фантазии, увлекательности такта и терпения. Ребенок уже кое- что знаний об окружающем мире из собственных наблюдений. Наша же с вами задача- расширять и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятому в обществе и доступную детскому пониманию.
В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей, т. е. что хорошо и почему: чего плохо и почему?
«Почему надо здороваться при встречах?», «Хорошо ли в гостях обижаться и капризничать?», «Можно ли сесть за обеденный стол с грязными руками?» Почему?
Уважение личности ребёнка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшее условия для формирования этикетного поведения.
Обращаться к детям желательно ласково, дружелюбно, желательно по имени их же приучать к обращению по имени отчеству. Дети всегда испытывают радость общения со взрослыми, веря в правоту их слов. В детском саду существует определенный порядок поведения в группе на занятие, в котором основными правилами является следующие: сопереживания, проявления дружеского участия и терпения; доброжелательное восприятие других, участие в совместных играх и упражнениях; умение не стесняться своего незнания и неумения; не боятся ошибаться; не смеяться над другими.
Очень важно в дошкольном возрасте вводить в сознание маленького человека необходимость понимание своего места в мире, т. е. нет полного равенства между отцом и сыном, старым и малым, воспитателем и дошкольником. Первый имеет опыт, знания, приоритет положения многое другое. Второй только начинает жизнь, приступает к её изучению, он может стать равным первому, преодолев над собой огромную серьезную и трудную работу.
Осознание своего места вовсе не означает, что первые неуважительно относится ко вторым, не считаются с их мнениями, не прислушиваются к их пожеланиям. Основа развития общества состоит во взаимодействии тех и других, их взаимопонимания и взаимопомощи. Это осознание происходящей как в семье, так и в детсадовской группе.
Обучение дошкольников правилам этикета осуществляется в два этапа:
- на первом формируется первоначальные представления о правилах поведения;
-на втором этапе (в 5-6 летнем возрасте) дают этикетные понятия (т. е. правила поведения, связь правил поведения, их нравственную и эстетическую основу, формирование основ поведенческой культуры проходит определенный цикл, который включает следующее:
1) Знание этикетных правил (мы, взрослые, просто обязаны знать элементарные правила этикета).
2) понимание разумного и необходимости того или иного правила.
3) умение принимать его на практике.
4) эмоциональное переживание от выполнения правила.
Этикетное поведение формируется постоянно в реальной жизни в специально созданных ситуациях.
Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:
1) Связь детского сада с семьей – это одно из необходимых условий, оно позволяет сохранять единство требований и преемственность воспитателя т. е. общая цель семьи и детского сада –хорошо воспитанный, культурный, образованный человек.
2) Условие - пример взрослых, т. к. ребёнок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда самим оценивать свое поведения с позиции этикета
Вся жизнь ребёнка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. И в заключении хочется сделать несколько напоминаний взрослым, т. е. мамам и папам:
- Хорошо воспитанные мама и папа постараются никогда (ни словом, ни делом) не оскорбить человеческое достоинство своего ребёнка.
- Они никогда не кричат на своего ребёнка. Не говоря при нем, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. Ни в коем случае не применяют физические способы наказания.
- Вежливые родители не делают ребёнку бесконечных замечаний по пустячным поводом. Где это только возможно поощряют самостоятельность малыша.
- Такие родители всегда единодушны в своих требованиях к ребёнку. А свои разногласия обсуждают позднее, не при ребёнке.
- Вежливые родители не выдвигают причиной замечаний возраст ребё нка: «Ты ещё мая», «тебе ещё рано».
- Предъявляя к своему ребёнку какие- либо требования, родители должны прежде всего предъявить эти требования к самим себе.