Оксана Васильевна Агапова
Консультация для родителей «У истоков творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Кем станет наш ребёнок? Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве, - залог будущих успехов. Способность к изображению ребёнок получает от рождения в форме задатков, но основную роль играет развитие её через упражнения, занятия, игры. Об изобразительных способностях ребёнка судят по тому, как развито его воображение, рука и глаз.
Публикация «Консультация для родителей „У истоков творчества“» размещена в разделах
В возрасте от 1 года до 2,5 - 3 лет - ребёнок проходит доизобразительный период в развитии, когда его рисунки, лепка напоминают весьма отдалённо изображения конкретных предметов - это случайные штрихи, линии, точки, пятнышки, клубочки. Задача взрослых на этом этапе - помочь ребёнку увидеть в случайных штрихах сходство с предметом, порадовать ребёнка его достижениями, быть чуткими к развитию руки, глаза и становлению воображения.
С 3-х летнего возраста ребёнок учится самостоятельно ставить цели и достигать их. Задача педагогов и родителей в этот период расширяется: необходимо предоставлять детям разнообразные изобразительные материалы (карандаши, акварель, гуашь и т. д., уделять много времени любованию природными явлениями и произведениями искусства, помогать овладевать способами изображения разнообразных предметов.
От зарождения замысла, возникающего на основе ярких впечатлений от наблюдения природы, восприятия спектаклей, картин и др. ребёнок переходит к его воплощению. А мы, взрослые, должны быть готовы к тому, чтобы помочь ребёнку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать Личностью.
Наиболее яркие впечатления дети получают от встречи с изобразительным искусством в музее, выставочном зале. Но при этом следует учитывать, что приобщать ребёнка к музею целесообразно не ранее 4-5-ти лет.
Первые шаги по залам музея, будут ли они радостными? Конечно, ребёнка необходимо к этому подготовить. Походу в музей может предшествовать прогулка в парк, на набережную, поездка за город, наблюдение красок природы в разное время года.
В залах музея дети также могут познакомиться с красотой простейших форм природы, посетив экспозицию декоративно-прикладного искусства. Так как музейные экспозиции весьма обширны, то рекомендуется вначале выбрать один из видов прикладного искусства, наиболее близкий ребёнку по сказкам, знакомый по используемым материалам.
Рассматривая народную игрушку из глины, можно любоваться разнообразием движений, изобразительной узорной росписью, нарядностью красок, а потом предложить ребёнку передать движения персонажа пластикой собственного тела. Это усилит впечатление от увиденного и надолго запомнится.
С 5-ти летнего возраста рекомендуется вводить ребят в мир пейзажной живописи. Первоначальное знакомство с одной из пейзажных картин может чередоваться с наблюдениями природы (золотая осень, ранняя весна, зимний иней, цветущий луг). Любование природой на прогулке подготовит ребёнка к восприятию живописи, если оно вызовет чувства, созвучные состоянию природы, желание поделиться этими чувствами, рассказать о них через поэтическое слово, танец, песенку. Повторная встреча уже в зале музея со знакомым природным мотивом, воплощенным в картине, не будет скучна ребёнку. Напротив, в силу своей пытливости, ребёнку захочется найти ответ, какими средствами художник смог создать своё неповторимое произведение.
Жанр натюрморта вызывает интерес и понимание детей уже в 3-4 года. В младшем возрасте восприятию натюрморта может предшествовать знакомство с предметами, изображёнными на картине. Интерес к восприятию натюрморта усилится, если в свободное время предложить детям поиграть в игру «Узнай на вкус, на ощупь». Предложите ребёнку закрыть глаза, не подсматривать и положите в ладошку 2-3 ягоды земляники или грушу. Пусть он потрогает предметы свободной рукой, ощутит запах и вкус.
Поход в музей ограничьте вначале просмотром одной - двух картин на знакомую тему. Пусть ребёнок подойдёт поближе к натюрморту, чтобы всмотреться в фактуру красок, раму картины, а потом попросите отойти на расстояние, с которого картина воспринимается в целом. Выслушайте впечатление ребёнка, задайте вопросы о том, что изображено, как изображено, что больше всего запомнилось, понравилось.
Дети старшего возраста могут поупражняться вместе со взрослыми в «составлении натюрморта» так, как это делает художник.
В музейной экспозиции выберите 2-3 натюрморта разных по содержанию (цветы, фрукты, рыбы, предметы быта, по цветовой гамме, по настроению. Предоставьте возможность ребёнку самому полюбоваться экспозицией, а затем побеседуйте с ним. Какое настроение у него вызвали картины? Какая из работ больше понравилась? Как художник рисовал картину? Если у детей появится желание рассказать об увиденном в музее, поддержите их. Предложите дома порисовать на тему понравившейся картины, помогите оформить рисунок в самодельную бумажную раму. Это будет началом «галереи» натюрморта в домашней коллекции.
Иллюстрация является наиболее доступным восприятию видом графики. Традиционное семейное чтение книжек тихими вечерами будет увлекательным и развивающим, если слушание сказки сопровождается рассматриванием картинок.
Задача родителей и педагогов состоит в том, чтобы внимательно отнестись к желанию детей рассматривать то или иное произведение искусства, стимулировать интерес ребёнка вопросами, бережно относиться к первым росткам детского творчества.
Предлагаем серию занятий, которые помогут детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Эти задания помогут ввести ребёнка в творческий процесс и доставить эстетическое наслаждение от своего труда.
Рисуем пальчиком
Ребёнку купили новые краски. Но вот беда, нет кисточки. «Ура! Я догадался! - торжествует ваш ребёнок - Буду рисовать пальчиком!» Не останавливайте его, не пугайтесь сами. Дайте возможность ребёнку поэкспериментировать с новым набором красок «гуашь», Один пальчик обмакнём в жёлтую краску, другой - в синюю, третий - в красную. На другой ручке, левой «заиграют» белая, оранжевая, зелёная краски. Получилась весёлая, необычная, даже волшебная палитра.
В изобразительную игру «Следы животных» можно включить театрализованную - ребёнок может озвучить животное, ритмическим движением пальчиков стараться передать характер его походки. В этой игре наиболее отчётливо ребёнок осознаёт ритм как изобразительно-выразительное средство.
Берём в помощники печатку
В условиях семьи техни ка печатки поможет украсить орнаментом новогодний костюм, ёлочные игрушки, бумажные салфетки для праздничного стола ко дню рождения ребёнка, пригласительные билеты для друзей. Всё это вам ребёнок может выполнить самостоятельно. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты - печатки.
Освоение техники печатки
Вначале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки (например, изображение цветка, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки, пошире. Поверхность формы покрывают кисточкой тонким пастообразным слоем краски, переворачивают печатку и плавно прикладывают на пробный лист бумаги. Затем аккуратно снимают печатку, получают оттиск. Для каждого оттиска на поверхность формы нужно снова наносить слой краски. С помощью геометрических печаток можно создавать декоративные композиции, украшая салфетки, стаканчики, сумочки, пакеты для подарков, летние шапочки от солнца.
Рассмотри и нарисуй!
Чтобы нарисовать предмет, нужно представить из каких форм он состоит. Это необходимо знать как художнику, так и ребёнку. Раньше всего дети знакомятся с круглой формой. Они учатся узнавать её в игрушках, других окружающих предметах. Первые рисунки ребёнка, начиная с полутора - двух лет, подтверждают это. С возрастом опыт ребёнка становится шире, и он овладевает умением различать, из каких частей состоят предметы сложной формы. Цель предлагаемых заданий - развивать у ребёнка представление о формах сложных предметов и обучать способам их изображения.
Тем самым мы воспитываем у ребёнка способность находить взаимосвязи главного и второстепенного. Когда ребёнок освоит изображение простых форм, переходим к более сложным.