Фирая Хайруллина
Консультация для родителей «Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками».
▼ Скачать + Заказать документы
Татарские народные игры и их использование
в работе с дошкольниками.
Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история,
этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания.
Первоначально игра отображала только трудовые или бытовые действия, позже это понятие расширилось и в него вкладывалось уже более широкое содержание.
Публикация «Консультация для родителей „Татарские народные игры и их использование в работе с дошкольниками“,» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Народная культура, фольклор
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Республика Татарстан
- Татарские народные игры
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по
определению психологов, ведущей формой деятельности ребёнка. Игра развивает физически, интеллектуально и, конечно, эстетически.
Детская народная культура, в том числе культура детской игры, возникла и развивалась в лоне культуры взрослой. С одной стороны детский быт и фольклор всегда были связаны с бытом и фольклором взрослых, так как дети являлись полноправными участниками жизни семьи, рода, села. С другой – дети по традиции наследовали и удерживали в своей культуре то, что уходило из обихода взрослых в силу изменившегося строя и обстоятельств, но оставалось практически, эстетически, нравственно притягательным для младшего поколения.
Анализ формы и содержания народных игр показывает диалектику тесной
взаимосвязи её национальной и интернациональной сторон.
Каждый народ богат своими играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времён, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя национальные традиции.
Играя в народные игры, у детей, формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаё тся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине.
На основе народных игр мы знакомим с особенностями жизни своей республики, своего народа.
История татарских народных игр органически связана с историей народа, его
трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татар-
ские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них.
До Великой Октябрьской социалистической революции татарские народные игры были мало изучены. Даже в работах Е. А. Покровского нет почти никаких сведений о татарских играх. Описание некоторых татарских игр можно встретить в работах
К. Фукса, П. Знаменского, А. Риттиха и других.
Большой вклад в собирание, описание и исследование татарских народных
игр в Советское время внесли Н. Исанбет, Х. Гатина, Н. Семёнов, Я. Ханбиков.
По содержанию татарские народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли,способствуют расширению
кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию
всех психологических процессов, стимулируют переход детского организма
к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка - дошкольника.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребёнка, а встречающиеся в некото-
рых играх зачины, диалоги, непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности.
В татарских народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора;
движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками,
потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое
значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Типы татарских народных игр чрезвычайно многообразны. Можно назвать такие: жребий и наказание, игры с игрушками, игры с движениями, прыгания, состязание в стойкости,
игры с вращательными движениями, символические игры, игры с песнями и хороводами, игры с завязанными глазами, игры с верёвочкой, с метательными
орудиями, игры с мячом, палками, игры с костями или камушками, домашние игры,
зимние игры-забавы.
Среди татарских народных игр присутствуют игры-драматизации, например: «Убыр эби» (Баба-яга, «Шамакай»; игры с песнями и плясками (хороводные)
«Минлебай», «Курсэт эле, ускэнем»- "Покажика мне дружок" ; подвижные игры «Унике таяклы»(Двеннадцать палочек), «Эбэк», «Качышлы»(Догонялки) и другие.
Игра «Молчанка» присутствует у всех почти народов, так и у татар, есть игра
«Кап, та коп». Тому, кто не выдержит и засмеётся, назначают фант и предлагают
исполнить танец или песню. Игра «Уголки» - «Дурт почмак».
Водящий старается занять свободный уголок, пока играющие перебегают.
Прежде, чем вводить в занятие сюжетную народную игру необходимо детям рассказать о жизни народа, показать иллюстрации, предметы быта и искусства, заинтересовать
национальными обычаями, фольклором. Или образно, но кратко рассказать о сюжете игры, пояснить роль водящего.
У татар, помимо традиционных детских забав-игр в «прятки», «ловилки», «снежки» существуют игры, издавна связанные с народными праздниками, обрядами, сочетающие в себе спортивные соревнования и театрализованное действо. Самым любимым праздником является Сабантуй, что с перевода с татарского означает «праздник плуга». Сабантуй – это массовое гуляние, и конечно, народные игры : бег с яйцом в ложке, битьё горшков, перетягивание каната, бег в мешках, скачки на лошадях, бег с коромыслом, бои на бревне – имеют ярко выраженный развлекательный характер.
Любимыми играми у татарского народа являются подвижные игры. Они широко доступны людям самого разного возраста.
В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигатель-
ной активности человека, возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.
Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспитанию подрастающего поколения, и в конечном итоге – сближению и взаимообогащению национальных культур.
Включение в занятие преимущественно народных подвижных игр, физических
упражнений и проведение занятий на их основе показали прежде всего активизацию отношений детей к занятиям по физической культуре, более быстрое овладение двигательными навыками, улучшение дисциплины, повышение интереса к занятиям по обучению татарскому языку, способствовали быстрому запоминанию татарских
слов и обогащению пассивного и активного словаря. Известная игра «Продаём горшки» («Чулмэк сату уены»).
Цель игры : развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Ход игры:
Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков.
Дети горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым
горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за
кругом. Затем он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
- Эй, дружок, продай горшок!
-Покупай!
-Сколько дать тебе рублей?
-Три отдай.
(Водящий три раза (по цене) касается рукой хозяина, и они начинают бег по
кругу навстречу друг другу (круг обегают 3 раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.
Правила игры :
• бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
• бегущие не имеют права задевать других игроков;
• водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, то запятнанный должен бежать вправо.
Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть в народные игры активно и самостоятельно. Впечатления
детства образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности, а также формируют гармонически развитую, активную личность.
Использованная литература :
1. Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР. - Москва: Просвещение, 1989.
2. Былеева Л. В., Григорьев В. М. Игры народов СССР. - Москва: Физкультура и спорт, 1985.
3. Новицкая М. Ю., Науменко Г. М. Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть. - Москва: Просвещение, 1995.