Надежда Лобанова
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Использование Лего-конструктора на занятиях по математике в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
мастер – класса
«Использование Лего – конструктора на занятиях математики в работе с дошкольниками»
Разработчик :
заведующий МБДОУ
д/с «Колосок» с. Ершовка
Лобанова Н. Е.
1 часть. Вводная
Вступительное слово.
«Основная деятельность дошкольников – игра» — с этим утверждением не поспорит никто, так почему же не заняться подготовкой к школе во время развлекательных игр? И специального оборудования не надо, и особых условий. Все под рукой. Обучать основам математики можно чуть ли ни с годовалого возраста, выбрав в качестве «тренажера» любимые игрушки малыша. А уж у 4-х-5-тилеток в арсенале обязательно найдется конструктор Лего или его аналоги. Детали конструктора станут и счетными палочками, и наглядным пособием, и подсказками. Чему можно научить с помощью деталей Лего? Приведем примеры использования лего – конструктора в занятиях по математике.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ „Использование Лего-конструктора на занятиях по математике в работе с дошкольниками“» размещена в разделах
- Лего, LEGO. Конспекты занятий
- Лего, LEGO. Математика, игры, занятия по ФЭМП
- Лего. Конструктор LEGO
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Цель:повышение профессиональной квалификации педагогов – участников мастер-класса в процессе педагогического общения по обучению использования LEGO – конструктора на занятиях математики в детском саду.
Задачи:
1. обучение педагогов ДОУ практическим приемам использования лего – конструктора в решении математических задач на занятиях с дошкольниками.
2. формирование у участников мастер – класса мотивации на использование в образовательной деятельности Лего – конструктора.
Оборудование: комплекты Лего – конструктора - кубиков,кирпичики цифры (до 5, знаки <>= +, картонная табличка в виде сетки, пронумерованная башенка из 6 кубиков.
2 часть Основная.
1. Ориентация в пространстве: понятия слева-справа, вверху, внизу
Можно использовать любые детали от Лего, но обязательно отличные по цвету. Чем младше ребенок, тем более сказочным и интересным должно быть задание (не кубики, а домики для гномов, стульчики для уставших фей и т. д.).
2. Слева-справа
Задание: Поставь желтый кубик. слева от желтого кубика — красный, а справа – зеленый.
вариации заданий:
— расставь 3 кубика так, чтобы желтый был посредине, красный — слева, а зеленый справа;
— желтый кубик стоит слева от зеленого, а красный слева от желтого;
— справа от красного стоит желтый кубик, а справа от желтого – зеленого.
3. Вверху-внизу
Задание: Поставь желтый кубик. Вверху – желтый, внизу – зеленые.
4. Понятиями «над», «под».таким же образом.
5. Понятия ЗА и ПЕРЕД знакомим по такому же принципу (нужны будут в дальнейшем при ознакомлении с числовой последовательностью – предыдущее число, последующее, соседи числа).
Задание:
- поставьте в ряд три кубика – красный, желтый, зеленый (слева направо). Какой кубик стоит перед желтым? А после желтого? А перед зеленым?
(Чем больше «дорожка» из разноцветных деталей, тем больше вопросов можно задать).
После того как усвоены понятия за-перед, можно познакомить ребенка с
6. «Предыдущий» (перед, «Последующий» (за, «Соседи» (те, что находятся с двух сторон от необходимого объекта).
Задание:
Выложите кубики по порядку: красный, желтый, зеленый, синий, белый. Какой цвет у предыдущего кубика желтому (красный? А у последующего (зеленый? Назови цвет соседей желтого кубика (красный- зеленый).
7. Понятия «больше», «меньше», «равно»
7. 1. Задание:
Поставьте в ряд 5 кубиков, под ним поставьте еще один ряд из 4 кубиков. Посчитайте в первом ряду кубики, во втором ряду кубики. Где больше кубиков? На сколько? Как сделать так, чтобы ряды были одинаковыми по количеству кубиков? (Необходимо рассказать ребенку, что есть 2 варианта: — добавить к меньшему ряду еще один кубик; — забрать из большего ряда один кубик.). Теперь первый ряд и второй равны по количеству кубиков.
7.1. Задание:построим башенки. Постройте башенку из 4 зеленых кубиков, а рядом башенку из 2 красных кубиков. Какая башенка выше? Какая ниже? Почему?
Тут также хорошо видно, что больше (выше, что меньше (ниже).
8. Знакомство со знаками «<» «>» «=» (в виде сказки о голодном цыпленке, который всегда широко открывал клюв — >, когда видел чего-то много, а когда еды было мало, он клюв закрывал — <. И смотрел этот цыпленок только влево).
Задание:выложите слева - 4 зеленых кубика, справа – 2 красных кубика. Сколько кубиков слева? А справа? Сравни, где больше? Где меньше? Поставьте между ними нужный знак.
9. Состав числа
Задание:На поляне летало 5 пчел - выложите в ряд 5 кубиков. (произвольное число до 10). Одна пчела (отодвигаем в сторону кубик) присела на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают (1 сидит на цветке, 4 — летает). Две пчелы присело на цветок. Сколько пчел на поляне? (5) Что они делают? (2 на цветке, 3 летают). И так далее. Вывод: 5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1.
10. Сложение и вычитание. К имеющемуся количеству деталей Лего прибавляем еще. Сначала по одной. Пересчитываем. Потом можно перейти к 2, 3 и т. д. Знакомим со знаком «+». Аналогично объясняется принцип вычитания. Из имеющегося количества деталей убираем один, считаем. И т. д. На закрепление можно поиграть в игру «Строим дом».
Задание:игра «Строим дом».Лего-человечек решил построить дом. Возводит стену из кирпичиков (снизу вверх). Первый ряд – 3 кирпичика. Второй ряд – на 1 кирпичик больше. Третий ряд – на 2 кирпичика меньше, чем во втором ряду. Четвертый ряд – на 1 кирпичик меньше, чем в третьем. По игре можно задать много вопросов:
— сколько в каждом ряду?
— сколько всего ушло кирпичей?
— как сделать равными ряды?
— какой ряд самый длинный?
— самый короткий?
11. Соотношение количества с числом.
Задание: В ячейки сетки выложите количество кубиков соответственно указанному числу.
В данном случае у малыша задействованы зрительная и моторная память, поэтому запоминание чисел происходит быстро.
11. Измерение длины.
Задание: постройте башенку из 6 кубиков. С помощью башенки, собранной из кубиков конструктора, измерьте коричневую полоску, затем черную полоску. Какая полоска длиннее? Почему вы так решили?
Можно пронумеровать детали башенки, наподобие сантиметровой ленты, а можно каждый раз пересчитывать количество «ступенек» в ней – таким образом, измеряя вещи, мы с тем вместе учимся считать.
12. Решение примеров.
Задание: выложите 2 кубика, теперь еще 3 кубика. Сколько кубиков всего на столе?
Действия можно обозначить математическими знаками и цифрами.
3 часть Заключительная.
Лего математика — это легкий и веселый способ обучения ребенка математике. Именно игра, — самый верный и легкий способ научить чему-то ребенка.
Используя на занятиях Лего – конструктор, у детей развивается пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память – а именно это является основой интеллектуального развития и показателем готовности ребенка к школе.
Используйте полученные знания и умения в работе с детьми.
Спасибо за внимание!