Алена Жданова
Спортивные игры и их элементы в работе с дошкольниками. Консультация для воспитателей
▼ Скачать + Заказать документы
Спортивные игры и их элементы в работе с дошкольниками.
Консультация для воспитателей.
В общей системе всестороннего развития человека, физическое воспитание занимает важное место. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируется двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дети дошкольного возраста с большим удовольствием занимаются физкультурой. Особый интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, настольный теннис, бадминтон и т. д., а так же спортивные упражнения (плавание, катание на велосипеде, на санках, на коньках, ходьба на лыжах и т. д.)
Публикация «Спортивные игры и их элементы в работе с дошкольниками, Консультация для воспитателей» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Спорт и дети. Консультации для родителей
- Темочки
Спортивные игры и упражнения спортивные способствуют совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма (нервной, сердечнососудистой, дыхательной, улучшение физического развития, физической подготовленности детей, воспитанию положительных, морально-волевых качеств. Очень ценно, что занятия спортивными играми способствуют воспитанию у дошкольников положительных черт характера, создают благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи. Они проводятся летом и зимой, на открытом воздухе, что является эффективным средством закаливания организма ребенка.
При обучении спортивным играм в детском саду, необходимо формировать у детей интерес к физической культуре, а так же потребность к самостоятельным занятиям. Достичь этого бывает не так уж трудно, если воспитатель поистине глубоко понимает значение физических упражнений для здоровья ребенка и имеет для этого соответствующую подготовку. Заниматься спортом в прямом смысле слова (который подразумевает подготовку и участие детей в спортивных соревнованиях с целью достижения высоких результатов) не рекомендуется для детей дошкольного возраста. Но элементарные действия в спортивных играх, отдельные элементы соревнования не только важны, но и целесообразны.
Наиболее эффективной формой обучения дошкольников спортивным играм и упражнениям являются организованные занятия на прогулках. Данные занятия направлены, прежде всего, на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворение их в биологической потребности в движениях.
Основной целью занятий спортивными играми является ознакомление детей со спортивными играми и упражнениями, закладывание азов правильной техники. Но это, ни в коем случае, не должно превратиться в узкоспециализированные соревнования, т. к. это большая психологическая нагрузка для детей.
Игровая форма проведения занятия является основой методики обучения спортивными играми и упражнениями. Занятие должно проходить, как занимательная игра. Нельзя допускать монотонности, скуки, сами движения игры должны доставлять ребенку удовольствие; поэтому важно, чтобы занятие содержало интересные для детей двигательные задания, игровые образы, неожиданные моменты.
Обучение спортивным играм протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Особенно важно обеспечить доступность учебного материала и индивидуальный подход к детям, так как спортивные упражнения и игры являются довольно сложными для дошкольников. При подборе физических упражнений необходимо учесть возрастные особенности, возможности ребенка и на их основе определить посильные для него задания. Целесообразно использовать подводящие упражнения, которые помогут быстрее научить детей избранному двигательному действию.
Подводящими упражнениями могут служить:
1. Отдельные части изучаемого двигательного действия.
2. Имитация изучаемых двигательных действий.
3. Непосредственно изучаемое двигательное действие, которое выполняется в облегченных условиях. Такие упражнения особенно важны при обучении новым двигательным действиям, связанным с возможностью падений и травм.
4. Само изучаемое двигательное действие, выполняемое в медленном темпе. При выполнении упражнения в замедленном темпе ребенку легче контролировать свои движения, и он допускает меньше ошибок.
Более сложные действия спортивных игр можно разучивать в специально созданных (вне игры). При это внимание ребенка целесообразно направлять на качество выполнения движения. В дальнейшем можно усложнять выполнения действий, подводить детей к более трудным заданиям. Например, упражнения с элементами соревнования можно проводить в следующей последовательности усложнения: в начале обучения соревнования проводятся на точность выполнения действий, затем - на скорость выполнения движений сначала между отдельными детьми, а в дальнейшем между группами детей. После этого возможно проводить упражнения с элементами соревнования, которые требуют, не только точность, но и быстро выполнять движения. Это обеспечивает преемственность и постепенность усложнения условий выполнения, закрепление правильного навыка, помогает избежать однообразной, утомляющей для детей дошкольного возраста над техникой. Не менее важен индивидуальный поход к каждому ребенку.
Занятие спортивными играми и упражнениями, как занятие, обучающее основным движениям, состоит из трех взаимосвязных частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть занятия может варьироваться в зависимости от содержания упражнений в основной части. В этой части занятия проводится разминка с целью подготовки организма ребенка к более интенсивной работе в основной части. Важной задачей первой части занятия является развитие интереса у детей к предстоящим движениям и сосредоточение их внимания на изучаемом материале. Продолжительность вводной части во второй младшей группе от 3 до 4 минут, в средней – от 4 до 5 минут, в старшей – 4 до 6 минут.
В основной части занятия намечаются задачи по обучению детей упражнениям и играм, по воспитанию физических качеств. Сначала предусматривается ознакомление детей с новым материалом, затем – повторение и закрепление уже известного и совершенствование уже имеющихся навыков. Содержание основной части занятия может быть очень разнообразным: упражнения, игры, эстафеты и т. д. Здесь сочетаются более интенсивные упражнения с менее интенсивными, что обеспечивает максимальный уровень физической и умственной нагрузки на организм ребенка. Движения подбираются энергичные, быстрые, требующие выносливости, повышающие функциональное состояние организма. Продолжительность основной части занятия от 12 до 20 минут.
В спортивной игре дети обычно увлекаются и ведут себя очень эмоционально. Поэтому важно следить за самочувствием ребят, чтобы физическая нагрузка на организм ребенка не превышала его возможности.
Целью заключительной части является снижение общей возбудимости функции организма и приведение его в относительно спокойное состояние. При этом пульс ребенка снижается и приближается к норме. Эту часть занятия составляет ходьба с дыхательными упражнениями, а так же упражнения способствующие расслаблению разных мышечных групп или спокойная игра. Продолжительность заключительной части занятия во второй младшей группе 3 минуты, в средней 4 минуты, в старшей 5 минут.
Воспитательная сила личного примера педагога обусловлена психологическими особенностями детей дошкольного возраста : подражательностью и конкретностью мышления. Педагог всегда должен помнить, что он воспитатель – и на занятиях, и на спортивном празднике, и в туристическом походе. Он воздействует на ребенка всем: своим мировоззрением, внешним обликом, манерами, поведением и т. д.
Успех учебно-воспитательной работы во многом зависит от того, в какой мере сформированы методические умения воспитателя : объяснить и провести упражнения в сочетании с правильным дыханием; использовать подвижные игры как средство обучения; составлять сценарии физкультурных праздников; организовать и провести соревнования.
Правильное взаимоотношения между воспитателем и детьми строятся на основе высокой требовательности педагога в сочетании с глубоким уважением к ребенку. Благожелательный тон, моральная поддержка при поражении или неудаче, поддержание уверенности в своих силах благоприятствуют созданию атмосферы оптимизма, жизнерадостности, неиссякаемой энергии детей. Особенно большого такта требует проведение спортивных игр и соревнований. Нужно поддержать морально уверенность детей в своих силах как физически сильных, так и более слабых.
Вся работа воспитателя по физической культуре должна соответствовать научно-методическим требованиям, служить развитию и укреплению здоровья детей.