Ольга Петрова
Консультация для родителей на тему «Социализация детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей на тему «Социализация детей дошкольного возраста»
Главную роль в успешной социализации детей 3-4 лет играет игровая среда. Игровая среда - совокупность игровых условий, правил, игровых ситуаций, которые помогают прожить основные периоды жизни ребенка, способствуют развитию новообразований (появляются первые схематические очертания детского мировоззрения; соподчинение мотивов; произвольное поведение; творческое воображение). С помощью игры проходит поэтапное вхождение ребенка в жизненное пространство, происходит усвоение знаний об окружающем мире, нормах общения и ценности, ребенок познает мир человеческих взаимоотношений, знакомится с различными видами деятельности и социальными ролями. Игра является способом самореализации ребенка. С помощью игры она может попробовать себя в разнообразных ролях и ситуациях, которые упрощают процесс принятия общественных правил в настоящей жизни. В игре ребенок ведет себя естественно, активно действует, искренне переживает, фантазирует, творит, воображает. Для успешной адаптации целесообразно подобрать такие игры, которые бы давали возможность оперативно способствовать развитию игровых умений, а также положительно влиять на рост игровых контактов, расширение круга общественных отношений.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Социализация детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Так, например, для развития умения вступить в коммуникацию могут быть предложены следующие игры:
1. «Дом, семья». Задачи: побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи, принимать самостоятельные решения, найти общий язык с окружающими.
2. «Ветеринарная лечебница». Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача, воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения, защищать свои интересы.
3. «Салон красоты». Задачи: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне красоты», вызвать желание выглядеть красиво, воспитывать культуру поведения в общественных местах, уважение, но и научить отстаивать свои интересы, принятие самостоятельного решения и уметь находить общий язык с окружающими.
Для развития умения поддержать коммуникацию с ребенком необходимо проводить следующие игры:
1. «Пограничники». Задачи: расширить словарный запас детей, применять умения эмпатийности, поддержать оперативные действия ребенка.
2. «Аэропорт» + «Мы спортсмены». Задачи: научить детей объединять несколько сюжетов, сопереживать своему товарищу.
Для умения поддержать коммуникацию со взрослым предлагаются следующие игры:
1. «Больница». Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям в больнице, воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному: доброту, отзывчивость, культуру общения, сочувствовать. Научить говорить о том, что болит, развить оперативные умения.
2. «Скорая помощь». Задачи: научить детей правильно вызывать скорую помощь, выучить номер скорой помощи и как правильно принять врачей у себя дома. В роли диспетчера участвует родитель.
«Мы – спортсмены». Задачи: формировать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом; направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость; познакомить с новыми ролями (судьи, спортсмены) и ролевыми действиями. В качестве судьи – родитель.
Рекомендации по повышению уровня социализации детей дошкольного возраста :
1. Организация процесса социального развития должна носить деятельностный характер. Формирование и коррекция социальных навыков должно происходить в процессе основных видов детской деятельности: игровой, учебной, трудовой.
2. В социальном развитии четко прослеживается связь между мотивом и результатом. Ребенок должен понимать, что он делает и зачем.
3. Каждое новое действиям следует учить поэтапно, от простого к сложному, с постепенным усложнением содержания действий. Общую цель необходимо конкретизировать на небольшие действия.
4. Социальные навыки и обязанности должны быть доступными для ребенка, соответствовать его возрасту, степени интеллекта, предыдущему опыту, индивидуальным возможностям.
5. Необходимо создавать положительный эмоциональный фон процесса социального развития, формировать позитивный опыт ухода за собой. Для этого пользуйтесь следующими приемами:
- нельзя фиксировать внимание ребенка на том, что не получается, необходимо подбодрить его, ненавязчиво повернуть его к более простому, уже усвоенному навыку, напомнив, что некогда и он не выходил;
- у ребенка, как и у взрослых, не всегда все хорошо получается. Нельзя упрекать ребенка, нельзя высказывать негативных эмоций, нельзя раздражаться, сердиться.
6. Навыки социального развития следует формировать в тесной связи с развитием мышления. Коррекционное воздействие должно направляться на развитие основных мыслительных операций. В процессе социального развития необходимо включать дидактические игры и упражнения на развитие психических процессов.
7. Как базу для социального развития необходимо развивать деятельность восприятия, уделять особое внимание моторному и речевому развитию. Необходимо организовывать игры, игровые упражнения, практические задания на развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной и слуховой координации, речи, мышечной выносливости.
8. Чтобы сформировать осознанные навыки и умения социального развития, необходимо тесно связывать его со становления у ребенка речевого оформления. В процессе социального развития необходимо развивать речь ребенка и навыки общения.
9. Работа с детьми должна быть интенсивной, использовать большое количество упражнений, заданий, повторений. Инструкции должны быть понятные, четкие, простые.
10. Упорная работа только воспитателя не дает результата. Должна быть системная работа и взаимосвязь всего психолого-педагогического персонала и семьи.
11. Чтобы в формировании навыков процессе социального развития ребенок достиг нужных результатов, действия взрослых должны быть образцом и примером для подражания.
12. Пусть занятия с ребенком имеют в основном игровой характер. Игра содержит в себе эмоциональный подъем, что делает процесс социального развития привлекательным.
13. Важное значение приобретает организация окружения и помещение. Обстановка должна быть привлекательной, удобно, доступной для выполнения задач (приспособленное оборудование, постоянный порядок вещей и тому подобное).
Таким образом, навыки совместной деятельности, полученные детьми в процессе игровой деятельности помогут развить у детей коммуникативные способности, установить дружеские отношения, будут способствовать развитию самостоятельности в решении конфликтных ситуаций мирным путем, будут способствовать коррекции межличностных отношений детей дошкольного возраста. Дети смогут управлять способами общения и своим поведением, давать адекватную оценку своему поведению, деятельности, осознавать свои эмоции, управлять своими чувствами.