Машкина Татьяна
Консультация для родителей «Сказкотерапия в первой младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Сказкотерапия в первой младшей группе»
Сказкотерапия – это один из психологических методов. Но не стоит забывать, что наряду с психологией в сказкотерапии присутствует и педагогическая нотка. Именно поэтому мы называем сказкотерапию воспитательной системой. По сути, сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Первоначально все знания передавались устно, то есть по-средством легенд, былин, мифов, и, конечно, сказок. Сказки учат нас многому : как слушаться взрослых, как помогать друзьям, как уметь бороться за счастье. И, помимо этого, сказки лечат.
Публикация «Консультация для родителей „Сказкотерапия в первой младшей группе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
Метод сказкотерапии направлен на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем, в первую очередь, ребенка. Вовремя рассказанная сказка может помочь вашему малышу ре-шить свою детскую проблему, лучше засыпать или начать пользоваться горшком. Правильно подобранная и рассказанная сказка может помочь вашему ребенку обрести уверенность в себе, излечить детские страхи. Чаще всего сказкотерапия применяется в ра-боте с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными детьми. Необходимо помнить, что сказка сказке рознь… и начинать рассказывать сказки нужно соответственно возрасту. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полез-на.
Сказки до 2, 5 лет. – Например, в два года у ребенка уже раз-вита способность удерживать в памяти собственные действия с предметами и простейшие действия сказочных персонажей. Это возраст когда детям очень нравятся сказки о животных. Это воз-раст, когда детки, подобно обезьянкам, с удовольствием подражают движениям и звукам, как Вашим, так и приписываемым сказочным персонажам.
Слушая сказку, ребенок «вживается» в повествование. Он мо-жет идентифицировать себя с разными одушевленными персона-жами. При этом развивается способность ребенка к эмпатии, сопереживанию. Черствость и невнимание ребенка к чувствам и пере-живаниям родителей, сверстников, воспитателей часто связаны не с особой черствостью в характере самого ребенка, а с отсутствием опыта сопереживания, с неумением вслушиваться в слова тех, кто его окружает.
Переживая судьбу героя, ребенок учится преодолевать свои страхи или по-другому относиться к их существованию. Сказка позволяет ребенку на вербальном и эмоциональном уровне осознать, что такое «хорошо» и что такое «плохо», примерить на себя роли обидчика и обиженного, сильного и слабого, заботливого и равнодушного, роль родителя и оценить свой поступок со стороны, а также позволяет ребенку иными глазами взглянуть на окружающий мир и близких людей. Сказка также многогранна, как и жизнь. Именно это делает сказку эффективным психотерапевтическим и развивающим средством.
«Проигрывание» сказочных сюжетов позволяет развить произвольную память и внимание, совершенствовать коммуникативные навыки, развивать воображение.
Процесс самовыражения через сказку напрямую связан с укреп-лением психического здоровья и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор.
Использование сказок дает возможность помочь ребенку спра-виться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, преодолеть дезадаптацию, способствовать интеллектуальному развитию.
Помните, что внутренний мир вашего ребенка очень чувствителен и раним, что детская психика – очень нежный материал, и прежде, чем она сформируется, она должна пройти множество ис-пытаний во взаимодействии с окружающим миром. Помогите Ва-шим детям пройти через эти испытания с помощью сказки.
самого маленького возраста малышам нужно читать как можно больше книг. Очень важно, чтобы он полюбил это занятие. Книга может заинтересовать, как мальчишек, так и девчонок, главное найти такой вариант, который понравится ребенку.
Учеными установлено, что ребенок, которому систематически чи-тают, накапливает богатый словарный запас.
Именно чтение выполняет не только познавательную, эстетическую, но и воспитательную функцию. Поэтому, родителям необходимо читать детям книжки с раннего детства. Разнообразие дет-ских книг удивляет, но не всегда радует. Важно помнить, что в лю-бой книге, в том числе и детской, самое главное-содержание.
Рекомендации по приобретению литературы:
1. Дети 2-3 лет любят книги с крупными картинками, любят их
рассматривать. Тут на помощь приходят русские народные сказки : «Репка», «Колобок», «Курочка-Ряба», «Теремок».
Маленькому ребенку всегда легче воспринимать рассказ, чем чтение. Поэтому рассказывайте ему сказки своими словами и одно-временно рассматривайте картинки к книжке.
На третьем году жизни словарный запас быстро увеличивает-ся, и ребенку можно уже читать стихотворения. Познакомьте с творчеством А. Барто, З. Александровой.
Совместным чтением вы открываете для своего ребенка инте-ресный и красочный литературный мир. И помните, таким про-стым способом вы дарите своему ребенку огромное количество сча-стья и любви.
Важные моменты практической сказкотерапии для детей, о которых следует помнить:
Для того чтобы сказка подействовала, желательно рассказать её не один раз. Можно придумать несколько сказок на одну и ту же тему. Если ребёнок просит вас снова и снова рассказывать одну и ту же сказку, не отказывайте ему. Это означает, что сюжет сказки действительно важен для него.
Не используйте терапевтические сказки слишком часто. Помните, что они как лекарство, которое надо принимать по назначению. При слишком частом использовании сказкотерапия может потерять свою эффективность. Кстати, дети гораздо умней, чем думают многие взрослые. Моя дочь в определённом возрасте сама просила меня рассказать ей сказку, если сталкивалась с ка-кой-то проблемой, страхом или понимала, что ведёт себя не так, как следовало бы.
Не стоит растолковывать ребёнку мораль сказки. Он сам сделает выводы о том, что хорошо и что плохо, как следует поступать — часто на подсознательном уровне.
Не забывайте про такой отличный инструмент, как юмор. Сказка, в которой есть шутки, воспринимается ребёнком легче и лучше запоминается. Уже не говоря о том, что шутки сближают родителей и детей.
Не говорите себе, что вы не можете придумать терапевтическую сказку! Вы – самый лучший сказкотерапевт для своего ма-лыша, ведь никто кроме вас не знает его проблем и переживаний так хорошо. Вы всегда можете обратиться за помощью к книгам и интернету, почитать другие сказки на эту тему, а потом придумать свою, чем-то похожую на другие, но созданную с и учётом вашей конкретной ситуации и, конечно, с любовью.