Валентина Вильчинская
Консультация «Режим дня. Сон в первой младшей группе»
▼ Скачать + Заказать документы
Большое значение для здоровья и физического развития детей имеет режим дня. Постоянное время для еды, сна, прогулок, игр и занятий - обязательное условие правильного воспитания ребенка.
Режим дня - это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Публикация «Консультация „Режим дня, Сон в первой младшей группе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Режим дня. Консультации для родителей
- Сон, режим сна, укладываем ребенка спать. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
При организации сна важно не только соблюдать его длительность, но и следить за тем, чтобы дети хорошо спали. Хороший глубокий сон достаточной длительности имеет очень большое значение для здоровья и самочувствия детей. Если соблюдается режим дня, то у детей вырабатывается ритм в смене дня и бодрствования. После хорошего сна дети обычно бывают бодрыми и активными.
При недостатке сна выносливость нервных клеток у детей ослабевает, наступают снижение активности, вялость. Недосыпание сразу же отражается на настроении: ребёнок становится вялым или, наоборот, возбуждённым, легко и по малейшему поводу раздражается, много и часто плачет.
При организации дневного сна учитываются следующие правила:
1. В момент подготовки детей ко сну обстановка должна быть спокойной, шумные игры исключаются за 30 мин до сна.
2. Первыми за обеденный стол садятся дети с ослабленным здоровьем, чтобы затем они первыми ложились в постель.
3. Спальню перед сном проветривают со снижением температуры воздуха в помещении на 3 – 5 градусов.
В детском саду укладывание детей значительно сложнее, чем дома. Воспитателю надо в сравнительно короткий срок уложить одновременно не одного, а многих детей. Так как детей много, они, естественно, могут мешать, друг другу засыпать. Поэтому укладывание детей спать в группе требует очень чётко продуманной организации.
Поощряя детей к самостоятельному раздеванию, воспитатель отвлекает их от шалостей. Если воспитатель занята с одним ребёнком, остальные дети в это время не бездействуют, заняты полезным и интересным для них делом – раздеванием. Это имеет большое значение в детском саду, где воспитателю надо уложить не одного ребёнка, а группу в 20 – 25 детей. Активное участие детей в раздевании обеспечивает их интерес и положительное отношение к процессу.
Всё же дети 2 и даже 3 лет нуждаются, конечно, в большой помощи взрослых. В этом возрасте, далеко ещё не всё им удаются – расстегнуть пуговицу, развязать шнурки и т д. Иногда дети делают всё это очень медленно, отвлекаются, и, наконец, иногда отказываются раздеваться не потому, что не умеют, а потому, что устали или плохое настроение. Поэтому воспитатель не только помогает детям раздеваться, но иногда и сама раздевает их, особенно тех из них, кто слаб, устал или почему – либо отказывается от самостоятельного раздевания. Однако и здесь надо стараться не оставлять ребёнка пассивным, а привлекать его к какому – либо активному участию в доступной ему форме.
В зависимости от особенностей каждого ребёнка различными должны быть и воспитательные приёмы. Если ребёнок балуется, не хочет спать, то можно отвлечь его внимание предложением сделать что - то самому (н-р повернуться на другой бок, поправить себе подушку и т. д.) или подействовать на него спокойным, ласковым разговором. Если ребёнок легко возбудим, много двигается нужно посидеть возле него, мешая ему двигаться и действуя на него успокаивающе, но, не развлекая его разговором (погладить его, похлопать легонько по спинке и т. д.) Для хорошего сна в спальне не должно быть яркого света, жарко, шумно.
Во время пробуждения около детей всегда должен находиться воспитатель. Это обстоятельство очень важно, так как не все дети встают сразу. Обычно сначала просыпается только несколько детей, тогда как остальные ещё продолжают спать. Поэтому нужно на некоторое время сохранить тишину, чтобы не нарушать покоя ещё не проснувшихся детей. Каждого ребёнка после пробуждения нужно поднимать с кровати и одевать, не дожидаясь, когда проснуться остальные. При одевании воспитатель побуждает детей к самостоятельности. Помогая одному ребёнку надеть, например, платье, надо следить за самостоятельным одеванием другого, более старшего, и давать ему указание: «Коля, ты носочки надел? Теперь возьми штанишки надень»
Таким образом, проснувшиеся дети не ждут, пока воспитатель сможет их одеть, - они сами заняты и поэтому спокойны. Хорошо привлекать при этом детей к взаимопомощи.
Всеми этими приёмами воспитатель не только вырабатывает некоторые умения у детей, но и способствует активному их поведению, общему развитию и создаёт более благоприятную обстановку для одновременного обслуживания группы детей.