Виктория Собко
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей» из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Проработав долгое время в логопедической группе, я могу с уверенностью сегодня отметить, что в последнее время особенно массово наблюдается количество детей с недостаточно развитой общей моторикой и слабо развитой мелкой моторикой руки, общей неготовностью отдельных детей к письму при поступлении в школу, с проблемами речевого развития. Вам интересно узнать - отчего это происходит?
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики у детей“ из опыта работы» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Уже давно не открытие, что если у ребенка есть нарушения речи, то существуют и проблемы с моторикой. Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что в головном мозге человека есть зоны, отвечающие за речевые навыки, а также за мышление, внимания, зрительную и двигательную память. Отсюда и получается, что стимулируя мелкую моторику руки, мы активизируем тем самым соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект в целом!
Еще известный педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Дорогие родители!
Если Вы уделяете должное внимание различным заданиям, упражнениям, играм на развитие мелкой моторики руки и на развитие координации движений руки вашего ребенка, то решаете сразу четыре задачи:
1. Косвенным образом влияете на общее интеллектуальное развитие ребенка.
2. Готовите ребенка к овладению навыками письма, а это в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
3. Помогаете овладеть навыками самообслуживания.
4. Совершенствуете навыки изодеятельности.
Получается - очень важно как можно раньше выявить и устранить нарушения мелкой моторики, чтобы в школе ребенок не испытывал трудностей ни в обучении, ни в общении. Чем раньше эта работа будет осуществляться с детьми, тем эффективнее будут результаты.
Для этого в нашей работе с дошкольниками так важно широко использовать различные виды деятельности, направленные на тренировку тонких движений пальцев рук, над чем мы и трудимся. Поэтому систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, развивают пальчики, повышают работоспособность, дают мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.
А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки ребенка к школе, в частности, к письму. В процессе регулярного использования специальных упражнений у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно - двигательная координация, улучшается ориентировка на листе бумаги, развивается зрительная память, речь.
Вот часть тех упражнений, заданий на развитие мелкой моторики руки, которые мы используем на занятиях и свободное время, которые Вы тоже можете использовать, занимаясь с детьми:
1. Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно координированных движений пальцев и кистей рук.
- Например, в банку с крупой опускают мелкую игрушку, и ребенок старается на ощупь ее отыскать и определить «что это?».
-Например, опознание предметов, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой («Чудесный мешочек»).
2. Самомассаж ладоней и пальцев рук.
-Например, игры с сосновой шишкой: ребенок катает шишку между ладонями и приговаривает: «Шишку я в лесу нашла - до чего же хороша!».
-Всевозможные другие пальчиковые игры со стихами.
3. Игры со шнурами, веревочками, нитями (плетение пальчиками косичек, узлов, «узоров-путаниц»,шнуровка и др.).
4. Игры с резиновыми игрушками «Сильные ладошки» : ребенок сжимает резиновую игрушку – она издает звуки (например, резиновый ежик, использование мягкого эспандера для рук.
5. Работа с бумагой : складывание, вырезание, создание оригами, выполнение аппликации и др.
6. Лепка из пластилина, глины, соленого теста предметов, сюжетов, фигур, букв, цифр и др.
7. Игры с мозаикой, забавы с бусинками, пуговицами (выкладывание из них дорожки, выкладывание фигур, предметов, цифр, букв).
8. Игры с сюрпризными моментами: закручивание/откручивание крышек и пробок, закрывание /открывание замков.
9. Нанизывание на веревочку - бусин, пуговиц, даже макаронин.
10. Рисование (индивидуальный, совместный рисунок) :
-закрашивание и раскрашивание (при этом штрихи должны плотно прилегать друг к другу и не выходить за границы рисунка, а сам рисунок должен содержать множество мелких деталей);
-штриховка фигур, обведение по контуру;
-рисование нетрадиционными способами: ладошками, пальчиками;
-рисование с помощью трафаретов,
-рисование пальчиками на подносе по крупе, по стеклу; ватой или воском с использованием разного вида красок (в том числе самодельных ( состав: гуашь, вода, чуть клея, чуть муки).
11. Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками (ребенок собирает спички или счетные палочки одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д., либо выкладывает из них различные узоры).
12. Работа с природным материалом (используются шишки, желуди, листья и т. п.); украшение поделок с помощью круп и природного материала.
13. Пальчиковый театр и игры с мелкими предметами (пальчиковые игрушки бибабо, киндер-игрушками, бусинками, бисером, пробками).
14. Игры с различного вида конструкторами.
15. Задания и упражнения на развитие графической моторики на бумаге :
-рисование по точкам, по контурам, по клеткам, по фигурным линейкам и т. д.
-в тетрадях, в занимательных прописях для дошкольников.
-выполнение графических упражнений, диктантов («поставь точку, от нее вверх проведи линию на две клетки, теперь влево на одну и т. д.»)
Уважаемые родители!
Выбирайте игры и задания, подходящие по возрасту и развитию именно вашему ребенку, не допускайте его переутомления.
В ходе игры старайтесь больше разговаривать с малышом, ведите диалог; сочиняйте сказки и истории.
Пальчиковые игры и задания должны приносить ребенку радость!
Помните: обязательно необходимо поддерживать и хвалить ребенка за каждый успех!
И самое главное: работа по развитию мелкой моторики руки должна проводиться регулярно, как в совместной деятельности взрослого (родителей) с ребенком, так и ребенком самостоятельно. Желаю Вам удачи!
Используемая литература:
1.“100 физкульминуток на логопедических занятиях”; Н. Г. Метельская, издательство “ТЦ Сфера”, 2014г.
2.“Упражнение для пальчиков” ; И. Мальцева;
3.“Пальчиковые игры”; Данилова Е. ;
4.“Развитие мелкой моторики”; Алена Бондарович, издательство “АСТ”, 2015г.