Елена Лугаськова
Консультация для родителей на тему «Развитие математических способностей детей пятого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие математических способностей»
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин (особенно в наше время) : началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации уже с дошкольного возраста, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи. Взрослые зачастую спешат дать
Публикация «Консультация для родителей на тему „Развитие математических способностей детей пятого года жизни“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
ребенку набор готовых знаний, суждений, который он впитывает как губка, например, научить ребенка считать до 100, до 1000 и. т. д., не овладев полным знанием в пределах 10. Однако всегда ли это дает ожидаемый результат? Скажем, надо ли заставлять ребенка
заниматься математикой, если ему скучно?
Основное усилие и педагогов и родителей должно быть направлено на то, чтобы
воспитать у дошкольника потребность испытывать интерес к самому процессу познания, к
преодолению трудностей, к самостоятельному поиску решений. Важно воспитать и
привить интерес к математике.
Знакомство с величиной, формой, пространственными ориентирами начинается у
ребенка очень рано, уже с младенческого возраста. Он на каждом шагу сталкивается с тем,
что нужно учитывать величину и форму предметов, правильно ориентироваться в
пространстве, тогда как долго может не испытывать, например, потребности в счете.
Поэтому первостепенное значение имеют те знания, к усвоению которых ребенок
наиболее предрасположен.
Вместе с тем принципиально важно, чтобы математика вошла в жизнь детей не как
теория, а как знакомство с интересным новым явлением окружающего мира. Не допустить
вербализма, формальности, знаний ребенка. Весь процесс обучения должен быть настроен
на как можно более раннее возникновение «почему?». Это возникновение интереса к
процессу, к причине, первые «открытия», горящие глаза, и желание узнать «еще и еще».
Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется
познавательный интерес, желание узнать что-то новое.
Черпать свои знания по математике ребенок должен не только с занятий по
математике в детском саду, но и из своей повседневной жизни, из наблюдений за
явлениями окружающего его мира. Здесь на первое место выходите вы, родители
ребенка. Здесь ваша помощь неоценима, помощь родителей, которые желают внести свою
лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка. Совместный поиск решения
проблем, помогает организовать обучение детей и взрослых, которое не только
способствует лучшему усвоению математики, но и обогащает духовный мир ребенка,
устанавливает связи между старшими и младшими, необходимые им в дальнейшем для
решения жизненных проблем.
Мамам и папам, бабушкам и дедушкам хочу напомнить, что принудительное обучение
бесполезно и даже вредно. Выполнение заданий должно начинаться с предложения:
«Поиграем?».
Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и не
занят каким либо интересным делом: ведь ему предлагают поиграть, а игра_ дело
добровольное!
Пожертвуйте ребенку немного своего времени по дороге в детский сад или домой, на
кухне, на прогулке и даже в магазине, когда одеваетесь на прогулку и. т. д, ведь в
программе по ФЭМП для детских садов выделены основные темы «Количество и счет»,
«Величина», «Форма», «Ориентировка в пространстве и времени». Согласитесь, всем этим
понятиям вы можете уделить внимание и в повседневной жизни.
Обращайте внимание детей на форму различных предметов в окружающем мире,
их количество. Например, тарелки круглые, скатерть квадратная, часы круглые. Для
старших: спросите, какую фигуру по форме напоминает тот или иной предмет. Выбери
предмет похожий по форме на ту или иную фигуру. Спросите чего у них по два: две руки,
две ноги, два уха, два глаза, две ступни, два локтя, пусть ребенок покажет их. И чего по
одному.
Поставьте чашки, спросите, сколько нужно поставить тарелок, положить ложек, вилок,
если будут обедать 3 или 4 человека. С какой стороны должна лежать ложка, вилка.
Принесли домой фрукты, яблоки и груши. Спросите, чего больше? Что для этого нужно
сделать. Напоминаем, что это можно сделать без счета, путем по парного сопоставления.
Если пересчитать, то можно сравнить числа (груш больше, их 5, а яблок меньше, их
4.) Варите суп, спросите, какое количество овощей пошло, какой они формы, величины.
Построил ваш ребенок 2 башенки, домики, спросите какой выше, ниже.
По дороге в детский сад или домой рассматривайте деревья (выше-ниже, толщетоньше). Рисует ваш ребенок. Спросите его о длине карандашей, сравните их по длине,
чтоб ребенок в жизни, в быту употреблял такие слова как длинный-короткий, широкий -
узкий (шарфики, полотенца, например, высокий-низкий (шкаф, стол, стул, диван);
толще-тоньше (колбаса, сосиска, палка). Используйте игрушки разной
величины (матрешки, куклы, машины, различной длины и толщины палочки, карандаши,
куски веревок, ниток, полоски бумаги, ленточки. Важно чтобы эти слова были в
лексиконе у детей, а товсе больше, до школы, употребляют большой-маленький. Ребенок
должен к школе пользоваться правильными словами для сравнения по величине.
Во время чтения книг обращайте внимание детей на характерные особенности
животных (у зайца - длинные уши, короткий хвост; у коровы - четыре ноги, у козы рога
меньше, чем у оленя). Сравнивайте все вокруг по величине.
Дети знакомятся с цифрами. Обращайте внимание на цифры, которые окружают нас в
повседневной жизни, в различных ситуациях, например на циферблате, в календаре, в
рекламной газете, на телефонном аппарате, страница в книге, номер вашего дома,
квартиры, номер машины.
Предложите ребенку вместе с вами рассмотреть цифры на телефоне, назвать их
сначала в прямом, а потом в обратном порядке, сказать номер своего телефона;
поинтересоваться, есть ли в номере одинаковые цифры. Попросите отсчитать столько
предметов (любых, сколько показывает цифра, или покажи ту цифру, сколько
предметов (сколько у тебя пуговиц на кофточке).
Приобретите ребенку игру с цифрами, любую, например «Пятнашки». Предложите
разложить цифры по порядку, как идут числа при счете.
Поиграйте в игру «Кто больше найдет цифр в окружении?» вы или ребенок.
Предложите поиграть в игру «Какое число пропущено?» Ребенок закрывает глаза, а вы в
этот момент убираете одну из карточек с цифрой, соединив так, чтоб получился
непрерывный ряд. Ребенок должен сказать, какой карточки нет, и где она стояла.
Дети учатся не только считать, но и ориентироваться в пространстве и времени.
Обращайте на это внимание в повседневной жизни. Спрашивайте ребенка, что находится
слева, справа от него, впереди-сзади. Обращайте внимание на то, когда происходит те или
иные события, используя слова: вчера, сегодня, завтра (что было сегодня, что было вчера
и что будет завтра). Называйте день недели, спрашивайте его; а какой был вчера, будет
завтра. Называйте текущий месяц, если есть в этом месяце праздники или знаменательные
даты, обратите на это внимание. Поиграйте в игру «Найди игрушку». Спрячьте игрушку,
«Раз, два, три - ищи!» - говорит взрослый. Ребенок ищет, найдя, он говорит, где она
находилась, используя слова «на», «за», «между», «в».
Обратите внимание детей на часы в вашем доме, особенно на те, что установлены в
электроприборах, например в телевизоре, магнитофоне, стиральной машине. Объясните,
для чего они. Обращайте внимание ребенка на то, сколько минут он убирает постель,
одевается, спросите, что можно сделать за 3 или 5 минут.
Познакомьте детей с деньгами, монетками. Чтоб ребенок знал, сколько рублей
содержится в той или иной монете, цифра на монете обозначает количество рублей, что
количество монет не соответствует количеству рублей (денег).
В непосредственной обстановке, на кухне, вы можете ребенка познакомить с
объемом (вместимостью сосудов, сравнив по вместимости разные кастрюли и чашки.
Так, в непосредственной обстановке, жертвуя небольшим количеством времени, вы
можете приобщить ребенка ко многим математическим понятиям, способствовать их
лучшему усвоению, поддерживая и развивая интерес к математике.