Галина Жигулина
Консультация-практикум для родителей «Особенности социально-коммуникативного развития детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
«Особенности социально - коммуникативного развития детей 4- 5 лет».
Социально-коммуникативное развитие ребенка – это умение устанавливать и поддерживать контакты с окружающими людьми. С помощью этих контактов ребенок может адекватно воспринимать и реагировать в процессе общения на окружающую действительность.
Публикация «Консультация-практикум для родителей „Особенности социально-коммуникативного развития детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Темочки
Социально-коммуникативное развитие требуется для того, чтобы в дальнейшем при поступлении в школу, ВУЗ и на работу ребенок не испытывал проблем в общении с членами разных коллективов и превратился в полноценного члена общества.
Важнейшими навыками являются следующие:
• постижение главных ценностей и моральных норм, принятых в обществе;
• формирование у малыша умения принимать решения и самостоятельности;
• помощь малышу в усвоении основных правил общения с одногодками и старшими поколениями;
• научить ребёнка проявлять такие эмоциональные составляющие общения, как милосердие, отзывчивость, сопереживание;
• воспитание у детей уважения к собственной семье, ровесникам, старшим людям и к обществу в целом;
• помочь выработке у детей позитивных установок, касающихся творчества и труда;
• воспитание у детей готовности совместно работать и отдыхать;
• привитие дошкольникам основ поведения, безопасного для их собственной жизни, а также жизни окружающих людей - где бы то ни было (дома, на природе, в обществе)
Игра – лучший метод социально-коммуникативного развития детей.
Но игры бывают разные: обычно те, что интересны самым маленьким, уже не привлекают 4-5-летних детей. Игровая деятельность обязательно должна соответствовать детскому возрасту, к тому же ребёнок должен ощущать, что может управлять событиями в игре. Лишь тогда он не только поймёт важность и смысл взаимоотношений между людьми, но и определит в них своё место, что поможет формированию опыта и навыков общения, необходимых не только на этом этапе развития, но и
в будущем.
«Растем и развиваемся вместе!»
Игра «Эмоция» :
В ней ребёнок получает ценный опыт выражения эмоций, учится правильно их распознавать у других детей и соответственно им реагировать. Ребёнку можно предложить изобразить собственные эмоции, после чего другие участники игры, которыми могут быть не только дети, но и взрослые, должны отгадать, какое чувство он изобразил.
Игра «Ситуация» :
Взрослый участник предлагает ребёнку смоделировать какую-нибудь ситуацию. Например, ребёнок пришёл в сад с десятком апельсинов. Спрашивается, что он с ними будет делать: поделится с друзьями, съест сам или отдаст воспитателю? Важно, чтобы при этом ребёнок объяснял и мотивировал вслух собственные действия. Другой вариант – допустим, ребёнок выиграл в соревновании, а его друг проиграл и сильно расстроился. Что делать победителю?
Общение детей наполняется особым содержанием тогда, когда их объединяет интересная, насыщенная событиями жизнь. В детском саду имеются для этого все условия.
Возраст от четырех до пяти лет – период относительного затишья. Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее.
С помощью подобных игр дети не только получают прекрасный опыт общения, развивая свои социально-коммуникативные навыки, но и приобретают на будущее коммуникативную компетенцию. Кроме того, они подготавливаются к безболезненной социализации, когда ребёнку придётся самостоятельно, без помощи взрослых, реагировать на события, принимать решения и участвовать в этих событиях.
В дошкольных учреждениях действует рациональная организация жизнедеятельности воспитанников – режим дня. Режим даёт педагогам уникальную возможность выстроить общение с детьми и корректировать их взаимодействие между собой. Также положительно режим дня сказывается на усвоении детьми социальных норм : они учатся следовать общим правилам, выполнять поручения и просьбы педагогов.
Процесс социализации дошкольника носит многогранный характер, поскольку на него влияют самые разнообразные факторы:
• наследственность;
• окружающая ребёнка среда;
• атмосфера, в которой происходит воспитание;
• игры;
• собственная деятельность;
• саморазвитие и самопознание.
Главная цель социально-коммуникативного развития дошкольников состоит в их своевременной и безболезненной социализации с помощью приобщения к принятым в данном обществе нормам общения.
Успехов вам, дорогие родители!
Подготовила Жигулина Галина Семёновна.