Лучший педагог года

Консультация для родителей «Организация образовательного процесса во второй младшей группе ДОУ»

Любовь Смолякова
Консультация для родителей «Организация образовательного процесса во второй младшей группе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы

МАДОУ Двуреченский детский сад «Семицветик»

Консультация для родителей на тему

«Организация образовательного процесса во второй младшей группе ДОУ».

Подготовил: воспитатель

Смолякова Любовь Васильевна

Работа с детьми во второй младшей группе проводится в форме игр-занятий и дидактических игр, т. е. обучающих игр, где игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей. При организаций игр-занятий мы будем стремиться создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

Публикация «Консультация для родителей „Организация образовательного процесса во второй младшей группе ДОУ“» размещена в разделах

1 раздел «Ознакомление с предметным и социальным окружением».

Во второй младшей группе продолжается расширение знаний детей о предметах домашнего обихода, развиваются умения выделять их существенные и несущественные признаки, дифференцировать и группировать предметы. Упражнять детей в назывании предметов, знакомить их с функциями – способом использования (резать, жарить, варить, назначением (способностью предметов удовлетворять потребности человека, строением (у автомобилей впереди кабина, сзади кузов). Дети учатся различать материалы (глина, бумага, песок, ткань, дерево, выделять их качества и свойства (мягкий, твердый, сыпучий, тонкий, рвется, мнется, ломается и т. д.). Учатся различать величину предметов (большой, не очень большой, маленький, их цвет, вес (легкий, тяжелый, ориентироваться во времени (сейчас, потом, после обеда, в пространстве (высоко, далеко, близко). В этом возрасте ребенок способен понимать несложные логические связи, лежащие в основе объединения предметов под общим названием: посуда-это то, из чего едят, пьют. Поэтому важно научить ребенка группировать предметы по способу употребления, подвести к пониманию слов с обобщенным значением. Так же особое внимание обращаем на то, что одни предметы сделаны руками человека (мебель, посуда, одежда, предметы гигиены и пр., другие созданы природой (камень, шишки и т. д.). Уже в этом возрасте формируется бережное отношение к книгам: приучать рассматривать их только за столом, брать чистыми руками, осторожно переворачивать страницы, после рассматривания убирать на место. Так же в этом возрасте продолжается работа по формированию представлений о семье. Работа ведется в форме бесед во время утреннего приема детей, на прогулке и во время других режимных моментов. Дети учатся называть некоторых работников детского сада (воспитатели, няня, музыкальный руководитель, заведующая, методист) по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы». Знакомятся с трудом близких родственников, с трудом работников детского сада, где педагоги оценивают их труд и человеческие качества (работает быстро, аккуратно, трудолюбивый, умелый и т. д., обозначая трудовые действия (варит, жарит, измеряет рост, моет и т. д.).

2 раздел «Развитие речи».

На занятиях по развитию речи продолжается работа по совершенствованию звуковой культуры речи, грамматической правильности речи, по воспитанию интереса к художественному слову. Но речь ребенка развивается не только на занятиях, а вообще весь уклад жизни детского сада способствует развитию речи детей, обогащение знаний и представлений детей ведется во всех сферах их деятельности (игровой, бытовой, в изо деятельности, на музыкальных занятиях и др.).

В младшей группе используются следующие приемы словарной работы:

- рассматривание предмета, установление его назначения; сообщение детям названия предмета, показ характерных действий с ними;

- называние детям деталей предмета и их качеств (у чайника длинный нос, характеристика особенностей внешнего вида (сверху крышка, сбоку ручка);

- использование вопросов, предполагающих ответ действием. Эти вопросы позволяют выяснить, есть ли нужное слово в пассивном словаре ребенка;

- сочетание показа предмета с активными действиями ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на слух, различение по вкусу и запаху);

- многократное повторение ребенком нового слова: вслед за воспитателем; при ответе на вопрос воспитателя; при заучивании и т. д.

В данной возрастной группе с детьми отрабатывают четкое произношение почти всех звуков родного языка. Исключаются только шипящие (ж, ш, ч, щ) и сонорные (р, л, звуки наиболее трудные для произношения. На занятиях по развитию речи мы используем артикуляционные гимнастики, исполнение «длинных песенок», развиваем речевое дыхание, темп речи, интонационную выразительность, используем художественную литературу, повторение потешек, чистоговорок, инсценировки коротких историй и сказок, дидактические и подвижные игры, рассматривание и последующее рассказывание по образцу воспитателя сюжетных картин. В этом возрасте дети учатся рассказывать об увиденном (в парке, на прогулке и т. д.).

Пристальное внимание уделяется диалогической речи ребенка, это:

- обучение детей (в быту и на занятиях) понимать вопросы и отвечать на них;

- обучение детей задавать вопросы, общаясь с детьми учить их слушать и активно включаться в разговор;

- участие детей в драматизациях: близкое к тексту воспроизведение отрывка из сказки (с подсказками педагога); драматизация-импровизация (дети воспроизводят текст как могут).

Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому занятия часто строятся на материале художественных произведений. В младшей группе продолжается ежедневная работа в уголке книги, в распоряжении детей постоянно находятся 6-7 книг, как программного, так и непрограммного характера (например, природоведческого). Маленькие дети не могут мысленно представить героя произведения, они нуждаются в наглядной основе, вот почему так важны иллюстрированные издания.

3 раздел «Формирование элементарных математических представлений».

В возрасте 3-4 года:

- закрепляется умение различать и называть шар и куб

- умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.

- умение различать количество предметов, используя слова один, много, мало

- знакомство с составлением группы предметов из отдельных предметов и выделением из нее одного предмета, учить отвечать на вопрос «сколько?», учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке.

- знакомить с кругом, учить обследовать его форму осязательно-двигательным путем, сравнивать круги по величине: большой, маленький; с квадратом, учить различать круг и квадрат; познакомить с треугольником-учить различать и называть фигуру.

- учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный-короткий, длиннее-короче; совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения.

- упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки; упражнять в определении пространственных отношений от себя (вверху, внизу, впереди-сзади, слева-справа)

- учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами широкий-узкий, шире-уже.

- знакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий-низкий, выше-ниже.

- учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты словами больше-меньше, столько-сколько, поровну

- закреплять умение различать и называть части суток-день, ночь

- формировать умение различать количество звуков на слух (много и один)

- учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много

- учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

4 раздел «Игра».

Игра – ведущий и главный вид деятельности в дошкольном учреждении. Игры делятся на четыре вида:

1. Сюжетно-ролевые игры. Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, песенок, стихов, сказок); обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию.

Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (готовить обед, накрывать на стол, кормить). Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (шофер –пассажир, мама –дочка, врач –больной); в индивидуальных играх с игрушками-заместителями исполнять роль за себя и за игрушку. Показывать детям способы ролевого поведения, поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли, дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Усложнять и обогащать предметно-игровую среду за счет использования предметов полифункционального назначения и увеличения количества игрушек. Учить детей использовать в играх строительный материал (кубы, бруски, пластины, простейшие деревянные и пластмассовые конструкторы, природный материал (песок, снег, вода, разнообразно действовать с ними (строить горку для кукол, мост, дорогу, лепить из снега заборчик, домик, пускать по воде игрушки). Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

2. Подвижные игры. Развивать активность детей в двигательной деятельности, организовывать игры, в которых развиваются навыки лазания, ползанья, игры с мячами, развивающие ловкость движений. Постепенно вводить игры с более сложными правилами и сменой видов движений.

3. Театрализованные игры. Побуждать интерес детей к театрализованной игре, формировать умение следить за развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных силами взрослых и старших детей. Учить детей имитировать характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет, передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, жестами, позой, движением). Знакомить детей с приемами вождения настольных кукол, учить сопровождать движения простой песенкой. Вызывать желание действовать с элементами костюмов (шапочки, воротнички и т. д.) и атрибутами как внешними символами роли. Вызывать желание выступать перед куклами и сверстниками, обустраивая место для выступления. Побуждать участвовать в беседах о театре (театр-актеры-зрители, поведение людей в зрительном зале.)

4. Дидактические игры. Закреплять умение детей подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние, маленькие шарики 2-3 цветов, собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета. Учить собирать картинку из 4-6 частей («Наша посуда», «Игрушки» и др.). В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

5 раздел «Ознакомление с природой».

В основном – это наблюдения на прогулке. Благодаря наблюдениям дети получают массу впечатлений и приобретают практический опыт взаимодействия с природой.

Здесь же мы используем такие методы работы, как: беседы о сезонных изменениях в природе и др., наблюдения за живыми объектами ( например: птицами на кормушке, экскурсии по территории детского сада, как внутри, так и на улице, опытно-экспериментальную деятельность (с песком, со снегом, с водой и т. д., а также игры- подвижные, малой подвижности, хороводные). В процессе знакомства с природой у детей формируются бережное отношение к природе и ко всему живому, любознательность, дети учатся делать элементарные умозаключения. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений закрепляются, уточняются, обобщаются и систематизируются педагогами в разных видах деятельности – рисовании, лепке, чтении книг о природе, о животных, ведение календарей природы, в беседах об увиденном.

6 раздел «Изо деятельность».

Благодаря занятиям по изо деятельности (рисование, аппликация, лепка) у ребенка происходит развитие важных психических процессов. Каких именно – восприятия, образных представлений, мышления, воображения, внимания, памяти, ручной умелости.

Во второй младшей группе детей необходимо научить формообразующим движениям, движениям рук, важным для создания изображений предметов разнообразных форм, - сначала простым, а затем более сложным. Это позволит детям изображать разнообразные предметы и явления окружающего мира. Чем лучше ребенок овладеет формообразующими движениями в младшей группе, тем легче и свободнее он будет создавать изображения любых предметов, проявляя творчество в дальнейшем. Формообразующие движения руки в рисовании и лепке различны: пространственные свойства изображаемых предметов в рисунке передаются линией контура, а в лепке – массой, объемом.

Итак, в младшей группе ребенок научится :

- свободно рисовать предметы, состоящие из линий, проведенных в разных направлениях, и различных сочетаний линий;

- изображать различные предметы округлой и прямоугольной формы и предметы, состоящие из частей округлой и прямоугольной формы;

- передавать простые сюжеты, объединяя несколько изображений («Елочка растет в лесу», «Неваляшки гуляют»);

- аккуратно пользоваться изобразительными материалами : карандашами, красками, бумагой, кистью, клеем, пластилином, глиной и др. ;

- использовать в процессе рисования карандаши и краски нескольких цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый, голубой, розовый);

- аккуратно и чисто промывать кисть, прежде чем набирать краску другого цвета; осушать кисть о салфетку, чтобы краска не становилась водянистой.

Важно поощрять инициативу и самостоятельность детей, предлагать им вносить дополнения в рисунки, аппликации, лепку по их желанию.

7 раздел «Трудовое воспитание».

На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Он начинает овладевать умением действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекается и переходит от одного дела к другому. Поэтому, нашей общей задачей является воспитание самостоятельности, положительного отношения к труду. Положительная оценка взрослого даже небольших успехов ребенка вызывает у малыша удовлетворение, рождает уверенность в своих силах.

Навыки самообслуживания у малышей формируются в играх с куклами, в процессе выполнения разнообразных действий (раздевание, одевание, умывание и т. д., в дидактических играх «Мишка замерз», «Кукла Наташа пришла в детский сад» и др. можно использовать прием положительного примера сверстников- «Посмотрите, как Таня быстро и правильно одевается!». Также используем рассматривание иллюстраций, чтение литературных произведений, потешки, пословицы, поговорки. Например: «Буль-буль-буль – журчит водица, все ребята любят мыться», приговариваем, показывая малышам приемы умывания. Здесь важно помнить, что если не обращать внимание на то, как ребенок выполняет действие (как завернул рукава, зашнуровал ботинки, убрал в шкаф сменную обувь, закрыл дверцу шкафа, у него не только не развиваются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки – небрежность, неряшливость.

В младшем возрасте хозяйственно-бытовой труд в основном сводится к выполнению детьми простейших индивидуальных поручений. Например, совместно со взрослым убирают на участке листья, вместе с няней протирают полки, стулья. В этом возрасте мы формируем представления о труде няни, дворника, шофера, повара, медсестры и обязательно обращаем внимание на добросовестное отношение взрослых к работе (работают старательно, аккуратно, быстро). В процессе наблюдения привлекаем внимание к трудовым операциям, совершаемым взрослым (няня смочила тряпку в воде, отжала, протерла полку, рассмотреть материалы и оборудование, которые используются в работе. Обязательно подчеркиваем результат труда (няня вымыла полку, и она стала чистой). Так у детей складывается представление о том, что в основе каждого конкретного трудового процесса лежит удовлетворение той или иной потребности людей. Со второго полугодия мы начинаем прививать навыки и умения дежурства по столовой. Готовим детей постепенно. Сначала поручаем ребенку поставить на стол салфетницу и хлебницу, а затем- раскладывать ложки. После того, как малыши освоили эти действия, учим расставлять тарелки.

Малышей данного возраста начинают приобщать к элементарному ручному труду, связанному с поддержанием порядка в хозяйстве группы (ремонт книжек, атрибутов, коробок, демонстрационного материала и др.). Естественно, эти трудовые действия носят форму совместного труда с педагогом, поскольку у детей еще нет необходимых трудовых навыков. Однако, дети смогут, например, самостоятельно намазать клеем предложенную деталь, прижать ее, подержать, пока подсохнет клей. Дети в этом возрасте любят что-либо рассматривать, сортировать, аккуратно раскладывать. Поэтому мы часто предлагаем малышам разбирать материал (кусочки бумаги, ткани, поролона, природный материал) по виду, цвету, форме, величине и складывать на место. Такой труд имеет большое воспитательное значение, т. к. приучает детей относиться бережно к игрушкам, книжкам, пособиям.

Труд в природе. Малыши могут выполнять некоторые поручения, с помощью воспитателя собрать на участке сухие листья, погрузить их в большие игрушечные грузовики и отвести в указанное место. Детей привлекаем к посеву крупных семян цветочных растений. Ухаживая за растениями, мы показываем и рассказываем детям, что делаем и для чего, тем самым привлекая к посильному труду (дети протирают листья и поливают с помощью педагога).

В процессе всех видов труда у детей формируются навыки культурного поведения, гуманные чувства и положительные взаимоотношения. Используя поощрения, напоминания, мы, приучаем их благодарить за оказанную услугу, выражать просьбу словами, формируем элементарные навыки организованного поведения (не мешать друг другу, не шуметь, не отвлекаться, не толкаться; если нужно, посторониться, освободить место; помогать товарищу); воспитываем умение трудиться дружно.

8 раздел «Безопасность».

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на природе, на дороге, в транспорте, в быту. Наша задача научить детей наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и вам, родителям, приходится сталкиваться в жизни. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения. Защитить себя и своих детей от многих проблем можно при условии постоянной заботы о безопасности. Выстраивая работу по безопасности ребенка дошкольного возраста, мы учитываем следующие его особенности:

- стремление ребенка к самостоятельности (я сам) и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;

- недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.

Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка – дошкольника:

- опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);

- опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице);

- опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;

- опасности на природе.

Мы уверены: если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, этих опасностей можно избежать. Через беседы, чтение художественной литературы, показов иллюстраций и драматических постановок, разбора проблемных ситуаций мы будем прививать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы, также формировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помогать ребенку выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ «Реализуем, развиваем, развиваемся». Организация образовательного процесса в рамках ФГОС до Деловая игра для педагогов ДОУ «Реализуем, развиваем, развиваемся» Подготовили: Заболотских Ю. А., руководитель СП Колесова Е. А., методист.

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования и его организация Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть.

Консультация для родителей «Особенности образовательного процесса в старшей группе». Особенности образовательного процесса в старшей группе. Деркач О. И. воспитатель первой квалификационной категории Щербаковский д/сад, алексеевского.

Организация качественного образовательного процесса МКДОУ на примере работы с игровым комплектом «Пертра» НОД с использованием игрового комплекта «Пертра» со старшей группой. Цель: формирование и развитие представлений о свойствах объектов.

Организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с ФГОС Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков,.

Организация образовательного процесса в учреждении в соответствии с ФГОС до, в том числе с участием родителей воспитанников 1 слайд: название темы. 2 слайд. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами.

Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием «Школьное обучение.

Планирование и организация образовательного процесса дошкольного учреждения Реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования требует внимания педагогов к таким понятиям,.

Организация образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Слайд №1. Титульный лист. Слайд № 2. С введением нового «Закона об образовании» дошкольное образование становится первой ступенью образования.

Проектирование воспитательно-образовательного процесса во второй младшей группе Проектирование воспитательно-образовательного процесса гр. «Чиполино» Тема недели: «Труд людей весной» Месяц АПРЕЛЬ период с 04.04 по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Организация образовательного процесса во второй младшей группе ДОУ»
Опубликовано: 12 января 2017 в 12:40
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Организация образовательного процесса во второй младшей группе ДОУ»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Смолякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД