Наталья Берёзкина
Консультация для родителей «Леворукость — дар или наказание»
▼ Скачать + Заказать документы
«Леворукость – дар или наказание?»
Более ранимы, подвижны, вспыльчивы…
Левшество (или леворукость) – это один из вариантов нормального развития организма и чаще всего зависит от врожденных генетических особенностей этого организма, а точнее – от особенностей строения мозга ребенка. Левшество понятие более широкое, чем леворукость, т. к. левая «специализация» может быть присуща не только руке, но и ноге, уху, глазу.
Публикация «Консультация для родителей „Леворукость — дар или наказание“» размещена в разделах
Если у левши иначе устроен мозг, то значит и мышление, и вся психика у него несколько отличаются от обычного типа. Действительно, доказано, что леворукие дети обычно более ранимы, эмоциональны, подвижны, вспыльчивы, гневливы и тревожны. Они часто хуже привыкают к смене обстановки, впервые попадая в детский сад или школу. Леворукие дети обычно значительно тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят отличия предмета даже тогда, когда праворукие считают их абсолютно одинаковыми, т. е. более индивидуализируют окружающий мир. Именно поэтому «леворуких» очень много в школах для художественно одаренных детей. При обучении леворукие дети более ориентируются на чувственные ощущения, а не на речь, поэтому для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок или какое-то наглядное пособие. Для левшей обычно трудна работа в больших группах в строгих условиях. Их стихия – индивидуальная работа. Важна собственная инициатива и интуиция.
Ваше величество:
Правшество. Левшество!
Психологи установили, что у детей правшество и левшество в основном формируется к четырем годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Для выявления ведущей руки психологи используют специальные тесты. Родители и педагоги могут отнести ребенка к првшам или левшам, наблюдая за ним изо дня в день: какой рукой ребенок берет обычно мелкие предметы, какой машет на прощание, какой рисует, берет мячик и т. д.
В России примерно 20-25 % леворуких детей. Правда, необходимо учитывать, что леворукость может иметь разную природу. Ученые института возрастной физиологии РАО и других исследовательских центров, занимающихся проблемой левшества, выделяют три основные группы леворуких.
Первая группа – это дети с генетически закрепленной леворукостью (здесь имеет место наследственный фактор). Считается, что существует ген правого сдвига, то есть праворукости, а леворукость выпадает как случайный вариант, который закрепляется и может быть передан по наследству. Однако механизм наследования еще не изучен полностью.
Вторая группа – дети с компенсаторной леворукостью. Компенсации возникают при дисфункции в развитии мозга (в этом случае здоровая часть мозга берет на себя функции поврежденной части мозга). Как велика способность мозга перестраивать свою работу для компенсации последствий травмы, видно из следующего случая, описанного в специальной литературе: «у младенца, попавшего в автокатастрофу, удалили левое, сильно травмированное полушарие. Ребенку были созданы благоприятные условия для развития. В результате речевые функции, выполняемые единственным, правым полушарием, достигли нормального уровня. Врачи и нейрофизиологи наблюдали за мальчиком много лет. Тесты на интеллект указывали на уровень выше среднего. К 26 годам молодой человек закончил университет, и получил ученую степень».
Третья группа – механическая. Правая активная рука может быть повреждена в том возрасте, когда ребенок начинает использовать руку для различных манипуляций. Ребенок начинает ненамеренно щадить ее и работать более активно левой рукой. К этой же группе относят и так называемую социальную леворукость, которая возникает вследствие окружения ребенка. Например, если в доме несколько человек – левши, то ребенок воспринимает левшество, как норму и копирует соответствующие действия.