Мацеш Ольга
Консультация для родителей «Как улучшить детскую память?»
▼ Скачать
«Как улучшить детскую память?»
Народная поговорка гласит: «Никто не говорит, что он глупый, но многие жалуются на плохую память». Доля ироничности заложена в этой поговорке. Но все же действительно мы, взрослые, особенно после 40 лет, начинаем жаловаться на свою память. В данном случае срабатывают осо-бенности возраста. Однако сам уровень памяти закладывается с первых лет жизни. Не умоляя значения наследственных факторов, отметим, что дети рождаются с различными способностями, в том числе и с различной памятью. Сравним для этого двух одинаковых трехлеток: один легко запоминает стихотворение, а с другим над этим стихотворением надо повозиться. Тем не менее далеко не последнюю роль играет специально созданная обстановка в доме и в общественном учреждении. Ведь память создает добрые предпосылки для умственного развития ребенка.
Публикация «Консультация для родителей „Как улучшить детскую память?“» размещена в разделах
Перед родителями стоит каждодневная проблема – развивать память ребенка. Для начала вспомним, что существует различные виды памяти : зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная. Причем у дошкольников превалирует зрительная память; то есть то, что он видит он быстрее и лучше запоминает. Еще отметим главную особенность дошкольной памяти : малыш, как правило, быстро запоминает и столь же быстро (без повторений и упражнений) забывает, чтобы воспринимать новый материал. Память дошкольника пластичная, нужна постоянная тренировка.
Итак, мы начинаем обучение с тактильной памяти. На этот вид памяти обращается очень мало внимания, а ведь она крайне важна для развития ощущений и формирования нужной человеку эмоциональности. Для игр по-надобятся10 дощечек (10см на 20см) из толстого картона, фанеры На обрат-ной стороне необходимо пронумеровать от1 до 10.
№ 1 –вместе с детьми наклеить кусочек натурального или искусственного меха;
№2-должна быть жесткой и шершавой (наклеить наждачную бумагу)
№3 – наклеить какую-нибудь ткань типа фланели или байки;
№4 – накапать расплавленный воск, чтобы образовались застывшие капли;
№5 – наклеить кусок веревки или толстый шнурок;
№6 – наклеить «заборчиком» спички или маленькие палочки;
№7 – наклеить спички, но их надо разломать и наклеить в беспорядке;
№8 – должна быть абсолютно гладкой, подойдут целлофан, клеенка, фоль-га;
№9 – наклеить бархат (можно бархатную бумагу) или замшу;
№10 подойдет вельвет или плотная джинсовка.
Игра №1
Подобрать картинки, где нарисованы разные предметы. Среди них должны быть горячие, холодные, гладкие, шершавые. Потрогай их руками. Может быть они настоящие. Что ты чувствуешь? Какую дощечку они тебе напоми-нают?
Игра № 2.
Разложи дощечки по порядку от 1 до 10 номером вниз. Внимательно рас-смотри. закрой глаза и перемешай их. Задание: разложи дощечки в прежнем порядке.
Игра №3
Возьми дощечку №1. Закрой глаза и потрогай ее. Что напоминает тебе по-верхность? И так со всеми дощечками.
Игра № 4.
Ты уже играл с дощечками. Наверняка одни нравятся тебе больше, другие – меньше. А какие-то даже неприятны. Попробуй разложить дощечки по по-рядку от самой неприятно до самой приятной.
Игра №5.
У детей есть друзья, родственники, соседи. Научите детей понимать, какая дощечка напоминает характер или голос, привычки знакомых.
Игра № 7.
Составим сказку или рассказ из 10 дощечек.
«. Сначала я вижу шершавую стену дома. Ищу шершавую дощечку, она пер-вая. На стене дома окно. Ищу гладкую дощечку, похожую на стекло. А вот и кошка прыгнула на окно. Это мягкая дощечка…» и так далее.
А теперь коротко об обонятельной памяти, т. е. запоминании запахов. В условиях семьи обращаем внимание на приятные и неприятные запахи. И к ситуации тренируем ребят.
- «Как ты думаешь, что я готовлю?»
- «Как пахнет мама или папа?»
- «Угадай по запаху вареные или сырые овощи, фрукты?»
- «Нужно ли проветрить комнату?»
Зрительная память - профилирующий вид памяти дошкольника, т. к. в основе лежат конкретные образы. Как бы ни была хороша память у ребенка, рекомендуем все же ее тренировать.
Сколько и каких фигур?
+ О + О +
+ О
О+ + + О + +
Количество фигур может быть больше и меньше. Нужно спросить у малыша: «Как ты считал?» И научить его считать рационально, последовательно и быстро. Разрешать смотреть можно 1 минуту или более, в зависимости от возраста ребенка и особенностей его памяти.
Полезны задания: «Запомни узор и нарисуй такой же», «Чем отличаются рисунки», «Что смешного на картинке», «Чего не стало?»
Развивать зрительную память можно постоянно в ситуациях каждодневного бытия, например: «В чем сегодня папа пошел на работу?», «В какой книжке ты видела похожие иллюстрации?», «Где у нас в квартире лежат эти вещи?» и т. д.
Слуховая память, как правило, тренируется во взаимосвязи со зритель-ной: читают сказку и показывают иллюстрации. Но крайне важно обратить особое внимание на развитие только слуховой памяти. Вот несколько упражнений:
- Слушание аудиосказок, рассказов.
Разучивание стихов на слух – не нужно для этого выбирать длинные стихи, чтобы удивить родственников или друзей.
- Прибаутки и шутки. Неиспользуемый кладезь и для памяти, и для нравственности, и для понимания народной мудрости, смекалки – малые формы фольклора. Имеются в виду потешки, песенки, кричалки, скорого-ворки, чистоговорки, пословицы и поговорки. Они короткие по содержанию и емкие по смыслу, да и легко запоминаемые.
- Мы рассказчики. Наконец, развивает память пересказ прочитанного, только без принуждения. Очень хорошо совместно начать пересказывать или осуществлять пересказы в лицах.
Несомненно одно, память следует развивать в естественной обстановке, не используя давление на ребенка. Обращаем ваше внимание на ориентировку и важность формирования непроизвольной памяти. Для этого во время любой деятельности параллельно заучиваются и повторяются полюбившиеся песни, стихи, слушается музыка и сказки. При этом дошкольники учатся распределять свое внимание между двумя делами: деланием рук (рисование, лепка) и работой мозга. Это очень важно и для взрослого человека.