Наталья Моторина (Коврова)
Консультация для родителей «Приемы индивидуального подхода к ребенку»
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы индивидуального подхода к ребенку
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 63»
общеразвивающего вида
«Индивидуальный подход к ребенку»
Составила : Моторина Н. А.
Барнаул 2018
Темочки:
Следует помнить, что все дети независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. В дошкольном возрасте у детей воспитываются устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом их нежелательные проявления.
Так, при воспитании подвижных, уравновешенных детей особое внимание необходимо обращать на формирование устойчивых интересов, нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет выполнена, то у ребенка появятся терпеливость, упорство, которых до этого не было, умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит дошкольнику сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.
Воздействия взрослого формируют у ребенка умение сознательно оценивать свои поступки с точки зрения их нравственности.
Если отец готовит ужин, то он может попросить сына помочь ему. Когда ребенок согласится, можно объяснить, почему отцу нужна его помощь («болеет мама», хочется сделать ей что-нибудь приятное — «приготовим что-нибудь!»). Сын с большим желанием включается в работу, но быстро охладевает к поручению (чистка вареного картофеля для салата) и начинает отвлекаться или говорить, что хочет пойти играть. Постарайтесь удержать его, обратившись к опыту ребенка. Напомнив ему, что когда он болел, мама готовила ему любимые его блюда. Обратитесь к ребенку как к взрослому, попробуйте вместе с ним вспомнить, что мама любит и что можно быстро приготовить. Но в случае если ребенка больше привлекает игра, и он не хочет доводить начатое дело до конца, не бойтесь показать ему свое неудовольствие или обиду. Это не должно выражаться в виде нотаций, долгого выговора. Достаточно сказать: «Если хочешь, то можешь идти играть, но ты поступаешь сейчас очень не по-мужски».
Если сын все сделал вместе с отцом, то наградой ему будет удовольствие от работы, отдела, доведенного до конца. Да и улыбка мамы, ее благодарность тоже ему запомнятся. Если же работа закончилась без участия сына, то во время ужина достаточно - косвенной оценки (мама поблагодарит папу за внимание). Такая не оценка работы ребенка для него особенно действенна. В следующий раз в подобной ситуации ваш сын постарается вести себя по-другому.
Подобные воздействия взрослых воспитывают у дошкольника способность к волевой регуляции, устойчивое нравственное поведение в повседневной жизни.
В воспитании детей другого типа — возбудимых, неуравновешенных родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.
Взрослые должны быть и требовательными, и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучше разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему — малышу может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости, попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, т. е. тех качеств, которых ему не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, добиваются, чтобы они стали устойчивыми чертами его характера.
Необходимы также специальные игры, направленные на развитие у детей целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в специальной литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть в игру «Называем все вокруг» с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.
В воспитании медлительных детей необходимо особо обращать внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У детей такого типа нужно развить умение быстро переключаться с одного дела на другое.
С такими детьми полезны частые прогулки в парк, лес, посещение зоопарка, цирка. Воображение медлительных детей постоянно возбуждают, включая их во все события семейной жизни. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании) или напомнить ребенку о том, что вы собирались почитать ему книгу, посмотреть с ним мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать это. У таких детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие развития вышеназванных качеств.
Необходимо развивать у детей воображение, сообразительность. Рассказывая сказку, можно на каком-то месте прерваться, предложив ребенку продолжить ее. На прогулке ребенок рассказывает о лесе. Вернувшись с прогулки, предложите ему вспомнить, какую птицу он видел в лесу, и т. д.
Ребенка следует учить выражать свои чувства: пожалеть, порадоваться за другого, помочь. Для этого старайтесь обращать его внимание на эмоциональные проявления взрослых в семье, персонажей книг и телевизионных фильмов. Малыш должен уметь вовремя предложить свою помощь. Напомните ему, как это делает папа. Подобные навыки общения облегчат вхождение ребенка в новый коллектив сверстников, сформируют в нем общительность и доброту.
В воспитании чувствительных, ранимых детей необходимо строго соблюдать режим дня, предлагать малышу только посильные задания и вовремя помогать ему. Отношение к ребенку должно отличаться особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если такому малышу что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.
У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявление застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказания в ответ на неуверенность, неправильные действия малыша. Нельзя запугивать чувствительных детей — им и так свойственны боязливость, страх перед всем новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрос-лый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре «Разведчики»). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: «Ты молодец, не испугался, ты смелый». Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, неуверенность. Чтобы неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его упрекать: «Вот всегда у тебя так». Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, опережающей высокой оценке его смелости, самостоятельности, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.