Юлия Смирнова
Консультация для родителей «Необходим ли детский сад ребенку?»
▼ Скачать + Заказать документы
Необходим ли детский сад ребенку?
Считается, что дети, посещавшие детский сад, лучше адаптируются к школе, проще устанавливают социальные контакты.
От чего зависит успех психологической адаптации ребенка?
Безусловно, от его индивидуальных особенностей и от многих других факторов. Первым и главным является психологическая готовность ребенка к отрыву от матери и семьи. Переход на новый уровень взаимоотношений с ближайшим окружением является основным содержанием кризиса адаптации к детскому саду.
Публикация «Консультация для родителей „Необходим ли детский сад ребенку?“» размещена в разделах
Ребенку, привыкшему быть в центре внимания взрослых, предстоит привыкнуть к тому, что он всего лишь «один из…», что теперь, за удовлетворение своих потребностей ему нужно бороться, прилагая свои силы. В семье его потребности стояли на первом месте и удовлетворялись родителями почти автоматически. Детский сад это не лекарство от стеснительности, а скорее испытание на психологическую зрелость.
Что хорошего может дать ребенку садик по сравнению с воспитанием в семье?
Это опыт общения с детьми в коллективе плюс психологическая подготовка к школе. Процесс приобретения опыта может быть далеко не всегда приятным и безболезненным для ребенка и переживающих за него родителей. Опыт общения ребенок может получить и на занятиях в центре дошкольного развития. К таким условиям ребенку гораздо легче привыкнуть, но перед школой желателен детский сад. Родители отдают ребенка в детский сад, руководствуясь собственными интересами (работой, семейными обстоятельствами, а не возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Ошибка в том, что рано и резко отрывают ребенка от семьи и от дома, когда психологическая готовность еще не сформировалась. В этом случае адаптация происходит болезненно. Иногда от детского сада приходится отказываться.
Признаки психологической готовности к детскому саду :
• Интерес ребенка к играм и взаимодействию с другими детьми.
• Отсутствие негативной реакции на уход матери, готовность ребенка к общению с другими взрослыми.
• Отсутствие выраженных страхов и тревоги в новой ситуации.
• Ребенок «хочет в садик» если его спросить.
Подходящий возраст ребенка для поступления в сад
У кого-то это 2 с половиной года, у кого-то может наступить в 4 или в 5. У родителей не всегда есть возможность ждать подходящего возраста. Можно попробовать отдать и раньше, но отнестись как к эксперименту «может получится, а может нет» быть при этом готовым и к негативным последствиям.
Выбор садика: местоположение, тип сада
Сейчас огромное множество видов садиков государственные, частные, работающие по российским стандартам или ориентированные на систему Монтессори. В разных семьях разные приоритеты. Выбор всегда непрост. С точки зрения детского психолога, наиболее важный фактор – готовность воспитателя считаться с индивидуальными особенностями ребенка и его педагогический опыт, который позволит ему найти наилучший подход к ребенку.
Подготовка ребенка к детскому саду
Некоторые садики организуют программу занятий (группа ГКП). Это хороший способ постепенно приучить малыша к требованиям садика и познакомить его с обстановкой и воспитателями. Сначала приводить ребенка только на прогулку, потом - на полдня, и только в самом конце оставлять его на дневной сон.
Сколько в норме должна длиться адаптация к садику?
Адаптация – это период привыкания к садику, который может сопровождаться нежеланием ребенка покидать дом, протестом против детского сада, выражающимся либо в капризах и агрессивных проявлениях, либо в замкнутости и отказе от общения.
Адаптация предполагает некий кризис, болезненный из – за того, что слишком многое меняется в жизни ребенка. Меняется отношение к нему, меняются его права, появляются новые обязанности. К требованию быть «одним из…», а не «единственным и неповторимым» привыкнуть непросто,на это нужны время и достаточно высокие адаптивные способности ребенка, особенно если он единственный ребенок в семье.
Бывает,что ребенок не хочет отпускать маму, но после ее ухода его поведение резко меняется. Он успокаивается и о ней не вспоминает. Это следствие стресса, который испытывает ребенок в результате отрыва от дома, попав в новые условия.
Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители,поэтому членам семей важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу. Если в этом трудно разобраться,надо обращаться за профессиональной психологической помощью.
Тревога расставания с ребенком у родителей
Родителям необходимо знать о том, что период адаптации ребенка в детском саду может причинять много переживаний им самим. Иногда они могут переживать из-за разлуки с ребенком даже сильнее, чем он сам.
Мама смешивает свои переживания и переживания ребенка. Ей самой необходимо проделать сложную внутреннюю работу,чтобы отделиться от ребенка эмоционально. У ребенка могут быть другие чувства,другая реакция на садик и надо это замечать. Разница в реакциях и переживаниях может быть обусловлена разницей в темпераменте, возрастных и индивидуальных особенностях.
Барьер расставания. Как стоит вести себя родителям?
Мамины переживания только подпитывают беспокойство ребенка, дестабилизируя ситуацию.
• Сократите сцену прощания с ребенком,выработайте ритуал короткого прощания «поцелуй и помахать ручкой».
• Отзывайтесь о садике только положительно. Рассказывайте, что там можно многому научиться, подружиться с детьми и воспитателями.
• В выходные дни соблюдайте четко режим дня, питания, отдыха, сна.
• Обращайте внимание на поведение и здоровье малыша
• Не отучайте ребенка одновременно от вредных привычек в адаптационный период (бутылочки, соски, памперса и т. д.)
• Создайте спокойную бесконфликтную обстановку в семье.
• Чаще обнимайте, поглаживайте, зовите ласковыми именами
• Будьте терпимее к его капризам. При явно выраженных невротических реакциях оставьте ребенка дома.
• Если ребенок с трудом расстается с матерью, пусть первое время его поводит отец.
• Дайте ребенку в садик его любимую игрушку (или какой-то домашний предмет, например, детский носовой платочек). Попробуйте договориться оставить ее переночевать в садике, а утром снова с ней встретиться. Если ребенок не согласится, пусть игрушка ходит с ним ежедневно, знакомится с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, не было ли ей грустно. Так вы узнаете многое о том, как ваш ребенок привыкает к садику.
• Если ребенок устает от новых впечатлений, большого количества людей, приходит домой измученным нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка забирать раньше из садика или 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
• В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников.
• Выполняйте предписания врача, советы и рекомендации педагога.
• Рассказывайте ребенку, что ждет его в детском саду.
• Будьте спокойны, не проявляйте перед ребенком своего беспокойства.
• Придумайте способ прощания (воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
• Будьте внимательны к ребенку, когда забираете его из детского сада.
• После детского сада погуляйте с ребенком в парке, на детской площадке, дайте возможность ребенку поиграть в подвижные игры.
• Устройте вечером семейный праздник.
• Демонстрируйте ребенку свою любовь и заботу.
• Будьте терпеливы.
Спокойствие родителей, их уверенность в том, что этот сложный для всех период скоро закончится,приведут к нужному результату.
Когда ребенок убеждается в том, что избежать детского садика не удастся,он перестает протестовать против него,принимая детский сад как некую данность в своей жизни.
Отрываясь от уютной и привычной для него атмосферы дома, он находит для себя в садике какие-то позитивные стороны и удовольствия, учится вступать в новые для себя отношения с другими людьми.
Чем быстрее успокоится мама и другие родственники, активно переживающие «отрыв ребенка от дома» и его» выход в социум», тем быстрее успокоится и сам ребенок.
Ребенок не готов к садику. Когда забирать ребенка из сада?
Бывает, что правильные действия родителей не приводят ни к какому результату. Кризис привыкания затягивается надолго. Наблюдаются признаки ухудшения ситуации. Ребенок начинает часто болеть, у него появляются проблемы со сном, аппетитом или ребенок может начать вести себя неадекватно, демонстрируя в своем поведении признаки страха, сильной тревоги.
Такой ребенок не общается с другими детьми, иногда сторонится и воспитательницы. Его поведение говорит о том, что он как бы «застрял» между 2 пристанищ: оторвался от дома, а в садике не прижился.