Бэла Хабиева
Консультация для родителей «Пора ли ребенку в школу?»
▼ Скачать + Заказать документы
Пора ли в школу?
Первый раз в первый класс — один из самых важных и захватывающих сюжетов в жизни каждого школьника. Большинство из нас до сих пор помнят тот день, когда мы с огромным букетом стояли на праздничной линейке, зевая от волнения.
Это событие, к которому надо готовиться заранее. Но некоторые родители понимают слово «заранее» довольно своеобразно. Чуть ли не с пелёнок они придумывают для ребёнка всевозможные активности самого разного вида. Выискивают новые методики раннего развития, забывая о том, что оно должно идти равномерно. Сплошь и рядом встречаются дети, умеющие в три года читать и считать, но серьёзно отстающие в двигательном и эмоциональном плане.
Публикация «Консультация для родителей „Пора ли ребенку в школу?“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Дело в том, что высшие психические функции, к которым относится интеллект, значительно обширней. Они включают в себя и воображение, и мышление, которое тоже, кстати, бывает разных видов. Например, предметное. Его недоразвитость напрямую отражается на тех же интеллектуальных способностях и учебных успехах. Ребёнок, который в раннем возрасте не лазил на горку или под стол, не вытаскивал содержимое шкафов и не перекладывал формочку одну в другую, — в старшем возрасте плохо усваивает предлоги. В речи и на письме предлоги «над», «под», «внутри» исчезают и путаются. В дальнейшем у такого ребёнка тяжело идёт геометрия.
Можно ли давать ребенка в школу в шесть лет или лучше подождать до семи? Как проверить готовность к школе? Какие советы дают психологи? Ваш малыш уже большой. Умеет читать, считать и даже писать. Значит, он готов к школе, хоть ему еще и не исполнилось семь лет?
Специфика внимания 6 летнего ребенка такова, что он способен заниматься одним и тем же делом не более 15 минут, так что «осилить» 45 минутный урок он не в состоянии. Низкие отметки, замечания учителя вызывают у него тревогу, ощущение незаслуженной обиды, и в связи с этим пропадает само желание учиться. Шестилетние дети чувствуют себя гораздо комфортнее при обучении в подготовительных группах детского сада.
По закону детей берут в первый класс, начиная с шести лет. Однако сами учителя стремятся брать семилеток, говоря, что в младшем возрасте ребенок не готов к школе как физически, так и психологически. Так ли это на самом деле?
Есть смысл оценить потребности малыша в познании нового, его интеллектуальный уровень. В норме дети хотят все знать, задают много вопросов, имеют свои суждения об окружающем мире. Некоторые даже считают дни до первого сентября, стремятся скорее попасть в школу.
Проверьте ребенка – на какое время хватает его внимания? Выполняет ли он только ваши задания или может придумать что-нибудь и сам? Всегда ли доводит начатое дело до конца? Таким образом нетрудно понять уровень учебной мотивации будущего первоклассника.
В семь или в шесть? Психологи говорят, что всего лишь один год имеет большое значение в развитии детей. Малыш в шесть и в семь лет – это два совершенно разных человека, с различными интересами, предпочтениями, навыками и умениями.
У шестилетки эмоции пока еще берут верх над разумом. Ему трудно долго сидеть на одном месте, он не всегда послушен, может плакать и капризничать. Понятно, что школа покажется ему кошмаром: взрослые заставляют делать непонятные и сложные задания, диктуют свою волю, да еще и приходится сидеть на уроках неподвижно.
В семь лет ребенок уже полностью готов к учебе. Он выполняет ваши поручения, понимает, что правила нужно соблюдать, признает авторитет взрослых, умеет добиваться поставленной цели. Причем идет до конца как в игре, так и в интеллектуальной деятельности.
Советы.
- Не нужно стремиться воспитать вундеркинда. Лучше делать упор на развитии воображения, фантазии, мышления, внимания, памяти, находчивости.
- Постарайтесь сделать так, чтобы ваш ребенок уже имел опыт общения с ровесниками до школы. Если он не ходит в садик, чаще играйте с другими детьми на площадке, приглашайте их к себе в гости, посещайте развивающие центры, кружки и секции.
- Чаще разговаривайте с малышом, причем подходите к этому серьезно, без нелепых выражений и сюсюканья. Читайте вместе, обсуждайте сюжет, придумывайте свое окончание к известным сказкам.
- Работайте над режимом. Уже за месяц до первого сентября приучайте ребенка вставать и ложиться спать на час раньше обычного, обедать, гулять и заниматься в одно и то же время.
Проверяем готовность к школе.
Не лишним будет определить биологический возраст будущего первоклассника. Это легко сделать с помощью специальных тестов.
Филиппинский тест. Попросите кроху дотронуться правой рукой до левого уха, проведя ею над головой. В пятилетнем возрасте детям такое еще не по силам. Скачок в росте происходит не раньше шести-семи лет.
Еще одни вариант – умение переступать через ступеньку, поднимаясь по лестнице; прыгать на одной ножке.
Зубная мудрость. Если у ребенка еще не начали выпадать молочные зубы, значит, его биологический возраст отстает от паспортного. Лучше подождать еще год.
Проследите за своим малышом. Возможно, он начал что-то шептать про себя, «секретничать». Это говорит о развитии внутренней речи.
Проследите за тем, как малыш воспринимает школу. У многих первоклассников о ней слишком радужные представления. Красивый пенал, модный портфель, возможность найти новых друзей? Важнее, чтобы ребенок понимал, что такое урок, перемена, кто такой учитель и почему его нужно слушаться. Можно посещать подготовительные курсы, сходить в школу на экскурсию, пообщаться с теми детьми, кто уже стал учеником. Помните, что информация о школе снижает страх перед ней.
Проверьте самооценку вашего ребенка. Очень важно, как он сам воспринимает себя. Детям с завышенной самооценкой придется непросто: они будут получать замечания и плохие оценки. Конфликт с учителем в такой ситуации неизбежен. А малышам с заниженной самооценкой свойственна апатия, безразличие, уверенность в том, что ничего у них не получится. Поэтому так важно формировать у ребенка адекватную самооценку, тогда ему будет гораздо проще в новом коллективе.