Татьяна Базаркина
Консультация для родителей на тему «Формирование трудолюбия у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте происходит становление основных видов
деятельности, в том числе и трудовой. Труд играет важную роль в жизни ребенка. Особенно она возрастает с поступлением его в школу. Ребенок, не приученный трудиться будет все время сталкиваться с трудностями. Трудолюбие как качество личности развивается с детства. Плацдармом для его развития является семья, дом. Дошкольный и младший школьный возраст самый благоприятный для формирования системы положительных мотивов и установок на домашний труд. Приучение ребенка к домашнему труду зависит от его индивидуальных особенностей и от тех условий, в которых он находится.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Формирование трудолюбия у дошкольников“» размещена в разделах
Сейчас современные дети совсем не приучены трудиться. Они не могут за
собой убрать в столовой посуду, не имеют дома обязанностей. Все делают
родители. Наблюдается такая картина, что дети разучились трудиться.
Трудовое воспитание в ДОУ не должно осуществляться в отрыве от
семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для
формирования у детей трудолюбия. Это прежде всего наглядность,
доступность разнообразного труда, ежедневного совершаемого на глазах у
ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка
систематически участвовать в этом труде, работать вместе со взрослыми.
Ребенок подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками,
перенимает рациональные приемы работы.
Хорошо, когда родители приучают детей к элементарному
самообслуживанию, и отлично, когда вслед за этим они учат детей
заботиться обо всей семье. Если в семье веселая и добрая атмосфера, для
ребенка поучаствовать в общей готовке - радость. Вместе с мамой резать сыр
и капусту, зажигать плиту, раскладывать ложки и вилки на стол - самая
увлекательная игра и одновременно предмет гордости.
Обычная трудность здесь не в том, что ребенок не может или не хочет
помогать родителям, главная трудность здесь чаще в том, что маме проще и
быстрее все сделать самой, нежели организовывать ребенка, все ему
объяснять, направлять, учить и ликвидировать последствия его ошибок и
неумелости - а вс это неизбежно. С этой трудностью сталкивается каждый
руководитель: проще сделать все самому, нежели обучать сотрудников и
делегировать им свои дела. Однако хороший руководитель это делать обязан,
соответственно нужно приучать себя, учить себя этому и мамам.
Итак, первый этап в подготовке детей ко взрослой жизни - дети шаг за
шагом осваивают самообслуживание. Второй этап - дети помогают
родителям в общих семейных делах. Третий этап - сотрудничество, когда
дети участвуют в общих семейных делах наравне со взрослыми. И
заключительный этап - взрослость, когда тот, кто прежде был ребенком,
берет на себя семейные дела и при необходимости организует взрослых себе
на помощь.
Когда дети помогают родителям, главная ответственность и основная
работе - на родителях. Как момент в деле воспитания, это нормально, но как
образ семейной жизни - неправильно. Правильно, когда родители уже могут
передать детям все основные семейные дела, чтобы дети это на себя взяли и с
ними справлялись. По дому должны работать дети, а не родители, так же как
в компании текущие дела выполняют сотрудники, а не руководитель.
Хороший руководитель - тот, кто может ничего не делать, а в компании
будет все происходить без него. Хорошие родители те, которые могут
полностью положиться на детей, не беспокоиться по поводу домашних дел,
но все будет сделано.
Итак, в хорошей семье не дети помогают родителям, а родители должны
помогать детям. В хорошей семье дети берут на себя все основные домашние
8
обязанности, а родители ими только любуются. Когда это произошло - наши
дети действительно повзрослели.
"Мама, послушай меня, теперь я не буду помогать тебе в домашних
делах. От домашних дел я тебя отстраняю, все теперь будут делать я, а
ты у меня теперь будешь отдыхать, гулять и заниматься своим
здоровьем. Будешь мне помогать, когда я буду обращаться к тебе за
помощью? Спасибо тебе за то, что ты всему меня научила!"