Марина Корягина
Консультация для родителей: «Мы гордимся стариной, стала нам она родной …»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мы гордимся стариной, стала нам она родной …»
Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время. Осуществляя воспитательно – образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста на основе фольклора, необходимо ясно представить себе сущность этой самобытной художественной системы.
Публикация «Консультация для родителей: „Мы гордимся стариной, стала нам она родной …“» размещена в разделах
“Фольклор - неписанная литература, устное творчество, он с корнем уходит в историю народа”. В своей работе воспитатель использует индивидуально – творческую деятельность. Например, при разучивании колядок: “Коляда, ты, Коляда, как ходила Коляда, как искала Коляда Тимофеева двора …” для поддержания положительного эмоционального состояния детей, интереса к истории, культуре русского народа следует объяснить, почему колядки носят такое название, с чем это связано; рассказать о Рождестве и Крещении, традиции их проведения.
Ознакомление детей с русским народным творчеством рекомендуется проводить в форме бесед, посиделок, различных игр, сказочных путешествий, вечеров сказок, концертов и т. д. Именно такие формы проведения занятий являются наиболее эффективным средством раскрытия, раскрепощения личности ребенка, проявление интересов, способностей, инициативы.
На занятиях познавательного развития дети знакомятся с Россией, ее природой, достопримечательностями, общественно - историческими событиями, трудом взрослых.
Занятия по знакомству с изобразительным, декоративно - прикладным искусством русского народа способствует пониманию детьми души и таланта своего народа, отраженного в искусстве: Дымка, Хохлома, Гжель, вышивка, макраме, деревянное зодчество, изделия из соломки.
Комплексный подход в организации занятий позволяет в единстве решать вопросы умственного, художественно - эстетического, нравственно - трудового, социального, физического воспитания детей. Позволяет развивать сенсорные, интеллектуальные, певческие, литературные, изобразительные способности детей, эмоциональную сферу.
Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционального настроя в течение всего занятия, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности.
Потешки, прибаутки удовлетворяют детское “требование “ радости, развивают воображение у детей.
Загадки знакомят с радостью мышления, направляют внимание на предметы и явления, их признаки.
Припевки, колядки, дразнилки - все они легко воспринимаются детьми, так как содержат в себе элементы игры; все они способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, нормального темпа речи, обогащают речь.
Песни развивают чувство юмора, учат петь естественным голосом, воспитывают веселых детей.
Народные игры влияют на развитие ума, характера и воли, нравственных чувств ребенка, укрепляют его здоровье.
Сказки помогают создать сказочную атмосферу, необходимое настроение. Сказку легко перевести в игру, в песню. Поэтому очень часто к детям в гости приходят сказочные герои: Баба Яга, Емеля, Лиса, Волк, Рукодельница, Русалочка, Водяной, Домовенок Кузя и другие.
Также на этих занятиях происходит знакомство с музыкальными инструментами: ложки, трещотки, бубны и обучение игры на них.
Воспитанию у детей интереса к истории русского народа способствует оборудование горницы, комнаты сказок, музея, где сосредоточены предметы домашней утвари, посуды, укрепление интерьера детского сада в русском стиле. Все это помогает достичь эффекта достоверности, стимулирует развитие детской любознательности.
Использование русского костюма способствует пониманию детьми народного русского характера, без него невозможно войти в роль. Использование иллюстраций, репродукций картин, различных видов театра помогает воспитателю дать представление о правде, красоте, трудолюбии.
В нашем детском саду имеется комната - горница, где дети знакомятся со старыми русскими обычаями, предметами старины. У нас есть икона, возле нее висит лампадка, тканые дорожки, прялка, утюг на углях, рушники. В этой горнице дети знакомятся с традициями русского народа, что по вечерам раньше устраивали посиделки, где люди занимались прядением, вязанием, вышиванием. Наглядным примером для детей служат рушники, вышивки на наволочках, убранство в комнате. Стол, накрытый скатертью, на котором стоит самовар, кружки, чашки, говорит о гостеприимстве хозяев. Передавая детям труд, быт, традиции, обычаи русского народа, природу родного края, воспитатель стремится вызвать интерес к историческому, культурному наследию нашей страны; развивать в детях любознательность, активность, самостоятельность; предоставить возможность каждому ребенку полнее раскрыть потенциал.
Воспитатель: Корягина М. В.